К основному тексту

 

К Приложению 1

 

К Приложению 2

 

К Приложению 3

 

К Приложению 4

 

 

                                          Примечания

 

*1  См. Об Архангелах

 

*2  Этот процесс («дистилляции», одухотворения материи) на малой шкале повторяется 
адептами Королевской Науки, Алхимии. В отличие от ее ублюдочного отпрыска, «науки» 
химии, которая занята умерщвлением материи (результаты - от озоновых дыр до гор 
пластика), Алхимия совершенствует низшую, более косную материю, выращивает ее, 
превращая ее в иерархически более высокую. Процесс этот, согласно первоверховному 
Закону Аналогии, происходит одновременно как с «внешними» субстанциями, с которыми 
оперирует Алхимик, так и с теми тонкими субстанциями, которые составляют общее 
присутствие Адепта. Все споры о том, является ли Алхимия наукой «физической», 
«психологической» или «духовной» происходят из-за отсутствия понимания того, как 
взаимодействуют различные космические октавы. Короче говоря, из-за отсутствия 
Понимания. Или, попросту, из-за отсутствия...    

 

*3  См. Успенский П. Д. В поисках чудесного

 

*4  «Правоверные видят с помощью Божьего Света». (Хадис Пророка. Цит. по книге: Идрис Шах. Караван грёз). Также:

«Питайся дарами Бога, которые никогда не уменьшаются, подателем считай Бога.» (Ансари. Послание везиру)

См. также О сущности

 

*5  «- Человек по своей природе прекрасен и велик, -  сказал  сирруф.  - Почти так же прекрасен и 
велик, как сирруф. Но он этого не знает.»  (Пелевин 14) 

 

*6  Введенные Гюрджиевым выражения «объективный» и «субъективный» пути означают, скорее, «как все, большинство» и «не как все, как меньшинство». (См. Успенский П. Д. В поисках чудесного)

 

*7  «Всякий раз, когда ослабляется дхарма [Закон],

         И беззаконие превозмогает, Я создаю себя сам, Бхарата.

Для спасения праведных, для гибели злодеев,

Для утверждения закона из века в век Я рождаюсь»

                                                            (Бхагавад-Гита 2).

   Обращает внимание акцент на законе [dharma. «Дхарма ... –это истинная реальность, основа, поддерживаящая мир. Таково онтологическое понятие дхармы» (Б. Л. Смирнов)]. Очевидно, что речь идет не о формальных религиозных законах, а об извращении людьми Космических Законов. Говоря языком Системы, функцией Посланников (и Традиции) было «выпрямление» отклонившихся космических октав путем вливания энергии в точках интервалов. Иначе Поток иссякнет... Это справедливо на большой шкале (развитие Традиции), на средней (развитие Школы) и на малой (индивидуальное развитие). То есть применимо ко всем трем октавам Работы человека.

Последняя из удавшихся (частично) попыток была связана с Мухаммадом

 

*8  Ведь самой «пищи» хватает. “Бог” присутствует повсюду, в каждой частице мироздания. Без Него жить ничто не может. См. О высших влияниях

 

*9  «Непреходящую эту йогу я возвестил Вивасванту,

Вивасвант поведал Ману, Ману сообщил Икшваку.

                   Так, принимая один от другого, раджа-риши ее познавали;

                    Но через долгое время утратилась эта йога.»

                                                            (Бхагавад-Гита 2).

[ЙОГА – «соединение, сочетание, стягивание, средство» (Б. Л. Смирнов)]

 

*10  Поэтому считается, что те, кто был в непосредственном контакте с этими 
Индивидуумами, имели возможность получить несравненную пользу. От Христа – 
Апостолы, от Мухаммада – его «внутренний круг»: ближайшие соратники, и т.д. (См. 
Форумы 1, 4)

 

*11  «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10,9)

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14,6)

«Только Бог дает. Я всего лишь распределяю» (Хадис Пророка)

 

*12  См. о Религиях и школах

 

*13  Можно сказать, что этими вопросами ведают не обычные религии, а эзотерические, 
т.е. : эзотерическое христианство, каббала, суфизм и т. д.:
«... вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13,11)

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное» (Мф. 7,21)

«Придет время, когда вы будете разделены на семьдесят две секты. Некая группа внутри вас будем моими людими, людьми Спасения» (Хадис Пророка)

    Вопреки ходульным представлениям о христианских идеалах, идея «внутреннего», 
эзотерического круга неоднократно подчеркивается в Новозаветной традиции. Начиная с 
того, что одна из центральных идей -  «любовь к ближнему» - означает любовь именно к 
ближнему, а совсем не ко всем людям. (Да любить всех и невозможно для человека. 
Хватило бы любви на ближних!)  Сам Господь разъясняет это в притче о Самарянине (Лк. 
10, 29-37). В Евангелии от Иоанна это наставление дается кругу учеников: «Сие заповедую 
вам, да любите друг друга» (Ин. 15,17). Также ср.: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину 
каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.» (Ефес. 4,25). Та же идея 
утверждается и в апокрифических (гностических) источниках. Господь говорит: «Не заботься 
поэтому о многих, а тех, кто вне тайны, презри.» (Деяния Иоанна, 100). Куда уж яснее... 
Впрочем, вопросу «индивидуальности» и «массовости» Спасения я надеюсь посвятить 
отдельное сообщение.

 

*14  При этом факт «фанатической» преданности своей религии не только не является указателем на способность к развитию, но наоборот, указывает на наличие некоторой «поломки» человеческой машины, не дающей возможности развиваться. Такие люди относятся к одной из категорий по Гюрджиеву, а именно, к «безумцам».

 

*15  Как мы знаем, иудеи побивали камнями своих пророков, христианская церковь выродилась в социальный институт, халифы («повелители правоверных») становились кровавыми деспотами и завоевателями, и т. д., и т. п., и пр.

 

*16  О Законе Случая см. объяснения Гюрджиева (Успенский П. Д. В поисках чудесного)

 

*17  «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.» (Ин. 14, 16-17)

 

*18  Хотя они не обладали изначальной чистотой и высотой Посланников, но, благодаря изначально присущим им качествам, достигали в жизни высокого духовного уровня гораздо быстрее других людей.

 

*19  «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10,40)
   Именно наличие действующей цепи для передачи влияний и факт реального 
подключения к этой цепи и определяют отличие влияний B от влияний C (по терминологии 
Гюрджиева).

 

*20  Таким образом, различие Путей, тарикатов, лежит не в различных теориях и 
концепциях, как нередко ошибочно считают, а в методах «подключения» к Источнику 
(конечно, с учетом места, времени и людей). Поэтому в подлинных суфийских школах 
учитель мог направить ученика в другой орден, если это было необходимо для ученика. 
Некоторые известные суфии проходили несколько тарикатов, что давало им возможность 
владеть бОльшим количеством методов, быть более универсальным «инструментом». Что 
же касается подлинности того или иного тариката в любое данное время, то она 
определялась и определяется только непрерывностью «потока» (бараки), проходящего по 
цепи преемственности. (См. Учитель и бенефакторы)

 

*21  Если он по своим данным и обстоятельствам годился на эту роль. Совсем не у каждого «достигшего» была задача учить.

 

*22 См. сообщение О долге любви

 

*23  «Настоящая суфийская работа всегда невидима для посторонних» (Идрис Шах 19)

 

*24  Естественно, такое описание нельзя считать Истиной, так как такого рода модели предназначены для нашего обычного, низшего ума. Поэтому один будет представлять, что этот поток является только энергией, включающей высшие центры и тем самым раскрывающей высшее сознание, другой - что сам поток содержит высшее Сознание, третий – что поток сознателен, или он и есть сознание, и пр. Но природа его постигается не умом, а опытным путем. Для данной модели же это не имеет существенного значения

 

*25  «Поцелуй – первый шаг к охлажденью»

 

*26  Аналогия с телами: физическое тело умрет, а тонкое, астральное – нет (конечно, если оно сформировано). Подлинная Традиция – это тонкое тело, а организации, ордены и пр. – физическое. Для них старость и смерть неизбежны. Искусственное, неестественное продление «жизни» школ (будь то розенкрейцеры, суфийские ордены или «школы» Гюрджиевского толка) подобны «жизни» человека, находящегося в коме, но подключенного к life support machine. Пользу из этого извлекают только «медработники» (финансовую, разумеется).

      «- Гурджиев никому не передавал свои полномочия. Его провозвестие умерло вместе с ним.» (Рафаэль Лефорт. Учителя Гюрджиева Гл. 3)

 

*27  Уже во времена Бхагавад-Гиты из тысячи стремился один, из тысячи стремящихся один достигал... В наше время о таком «проценте» можно только мечтать...

 

*28  Рафаэль Лефорт. Учителя Гюрджиева.

См. также сообщения Религии и школы и  О нахождении школы

 

*29  См. Суфизм 4

 

*30  В Декларации Людей Традиции говорится: «Задача Хранителей этой Традиции – передать наилучшим возможным образом, на любом языке, тем, кто способны извлечь пользу из того, что может быть сделано доступным. Их интересует способность людей, к которым они обращаются, одна только способность. У них нет никакого особого интереса к номинальным данным, положению или поверхностным психологическим характеристикам людей, к которым они обращаются.»

 

*31  Например, человек может быть военослужащим или находиться «под присмотром» будучи на дипломатической или секретной работе. Известно, что спецслужбы охотятся за людьми с экстраординарными способностями с тем, чтобы привлечь их к своей грязной деятельности. Во всяком случае, в СССР, КГБ старалось выявлять детей, обладающих необычными способностями еще со школьной скамьи, чтобы позже «соблазнить» их хорошей карьерой. Наверное, спецслужбы других стран тоже ведут аналогичную работу...

 

*32  Это как в анекдоте, когда один приятель предлагает другому присоединиться для партии в преферанс, а тот отвечает, что у него есть три причины, почему он не может это сделать: во-первых, у него нет денег.... «Можешь не продолжать», - перебивает его предлагавший. – «Этого уже достаточно...»

О способностях см. также Об измерениях, II

 

*33  «Вне и внутри существ, недвижное, и все же в движенье, 
Оно [Брахмо] по своей тонкости непостижимо, Оно далеко и близко,
               Нераспределенное в существах, Оно пребывает как бы распределенным;
               Подобает знать: Оно носитель существ, пожиратель, производитель.
Оно – Свет светов, Оно именуется запредельным мраку, 
Оно знанье, предмет и цель познаванья; в сердце каждого Оно пребывает.»

                                                            (Бхагавад-Гита 3).

 

*34  Впрочем, такая ситуация существует, по крайней мере, две тысячи лет. Господь 
говорил: «жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей 
на жатву Свою.» (Мф. 9,37-38)

 

*35  «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13,12). См. также Притчу о талантах (Мф. 25, 14-30)

 

*36  Этих историй множество. Например, история о Бахауддине Накшбанде: Люди и верблюды
      В греческой традиции интересно описание встречи Пифагора и Абариса:

«Отношения между Пифагором и Абарисом, по этой  версии встречи, - это отношения характеризующиеся незамедлительностью. При виде Пифагора, Абарис немедленно распознал его истинную природу; и даже несмотря на то, что Абарис был несведущ в греческой мудрости, Пифагор отставил свой обычно продолжительный порядок тренировки и «немедленно счел его способным» к изучению своих наиболее эзотерических доктрин, которым Пифагор и обучил его в кратчайшее время. ... Он тогда обучил Абариса высшему математическому знанию – но эти вещи остаются секретом.» (Сборник “Secrecy in Religions”)

   В книгах Кастанеды неоднократно повторяется, что выбор делает именно Сила. Можно сказать, что Сила притягивает силу. В общем, можно не беспокоиться: когда ученик готов, учитель об этом узнает...

 

*37  «... Наставник – это не только тот, кто говорит другим, как делать те или иные вещи, действуя по установленным принципам. Если наставник не знает в точности, какова внутренняя ситуация каждого учащегося, он может добиться того, что прямо противоположно его намерениям.» (Идрис Шах 28)

Также см. О типах сущности и Об эликсире

 
*38  «Общее присутствие» - термин Гюрджиева
 
*39  Незнание, непонимание этого закона всегда было характерно для людей, в частности 
для тех, кто хотел навести на Земле единоообразный порядок, будь то религиозный, 
политический или иной. Чингисхан или Александр Македонский, Ленин или Гитлер, 
католическая  церковь или исламский фундаментализм – все мечтали (или мечтают) о 
наведении «порядка». Как там насчет дороги в Ад?.. (Ну, естественно, это помимо обычных 
примитивных импульсов – желании богатства, власти, славы и пр.). 
   Сюда же: См. Йога и мы
 
*40  Кстати, Афганистан был одним из уникальнейших мест, не только в смысле его 
природы. Он был одним из поистине «священных» мест на Земле, будучи насыщен 
высшими влияниями, их благотворной энергией – от почвы до людей. Все это практически 
погублено сперва советскими негодяями, затем тупыми и властолюбивыми исламскими 
фанатиками. Что касается советской военщины, то «наши» спецслужбы были не так 
наивны, чтобы не понимать (в какой-то мере, конечно) духовную силу Афганистана. Они 
прилагали немало усилий, стараясь разрушить именно это. Правда, их попытки не всегда 
удавались...
 

*41  Существуют и достаточно известные космические периоды, когда увеличивается «открытость» более высоким влияниям, например, в годичных циклах. Речь идет, в первую очередь, о весеннем периоде, приблизительно совпадающем с Великим постом – Пасхой, и не только (См. об этом у Гюрджиева).

 
*42  Три посещения мудреца  и  Мнение и факт
 

*43  Об этом прямо пишется редко. Некоторая информация дана у Идриса Шаха (Приложение 2 к данному сообщению и в других местах: книгах, лекциях).

      Намек на эту идею также можно найти у Кастанеды. Если внимательно изучить то, что касается членов группы Дона Хуана, то можно заметить, что они образовывают как бы некую фигуру. Конечно, это не следует понимать слишком буквально, но зерно в этом есть...

      См.также О боевых искусствах.

 

*44  См. О типах сущности. Если члены группы организованы по принципу гармонии, организма, т.е., в конечном счете, «математически», «музыкально», то возможности такой группы как целого гораздо больше, чем каждого из отдельных ее членов. Напротив, если группа не синтетична, она представляет собой «смесь». Возможности такого сообщества ниже индивидуальных возможностей ее членов. Поэтому участие в такой группе ведет к деградации ее членов, не к прогрессу. (Аналогия с толпой. Более подробно о толпе смотри в книге: Владимир Шмаков.  «Основы Пневматологии»).

 
*45  Поэтому так важно исключение из группы (или невключение в группу) тех, кто не 
находятся с ней в гармонии. См. У Идриса Шаха: «When a number of people come together, and 
if these people are harmonised in a certain way, excluding some who make for disharmony – we have what 
we call an event.» (Предисловие к «Истории Мушкил Гуша»). 
   «Много званых, но мало избранных»...
 

*46  Гюрджиев высказывал мнение, странное на первый взгляд, что Знание ограничено. Очевидно, он имел в виду не Знание, существующее вообще, а Знание, которое может быть передано людям (с учетом места и времени). Так как подлинное Знание связано (и передается вместе) с Силой, то оно ограничено.

 

*47  Допустим, какой-нибудь журнал, скажем, «Нива», издавался с конца XIX века. В конце XX века организуется журнал с тем же названием. Недобросовестный издатель может написать: «издается с 18... года». Вроде бы, название то же. Даже обложка повторена или в стиле прежней. Но по сути это чистое надувательство... Так нередко поступают современные «учителя», рекламируя свои школы.

 
*48  Примером этого может служить вырождение суфийских орденов. Речь, конечно, идет 
об организациях, а не о передачи Традиции. Идрис Шах указывал, что в настоящее время 
все суфийские ордены как организации не имеют отношения к их основателям. (Значит, 
они уже не осуществляют «контакт» с Источником.) Конечно, живая Традиция 
продолжается, но наличие принадлежности к ордену может совершенно не означать 
возможности развития. 

   Еще в первой персидской книге о суфизме, «Раскрытие скрытого», ее автор Худжвири писал: «Прежде суфизм был реальностью без названия. Нынче это название без реальности». В настоящее время это высказывание стало гораздо более актуальным...

 

*49  См. Идрис Шах 13

 

*50  Посещение глухим больного соседа

 

*51  Что тоже очень важно, впрочем. Кто знает, в какой момент может появиться «перекресток», «кубический сантиметр шанса»? Появиться и исчезнуть... А концентрация на ложной школе в этот момент не даст услышать слабый голос интуиции, не даст распознать...

   Этот существенный пункт относится не только к ложным школам (См. Успенский)

 

*52  Потому суфии и говорят, что у того, у кого нет учителя, учитель – дьявол (шайтан). Это нередкая тема в суфийской литературе:

      Например, см. притчу Руми о посещении глухим больного соседа.

К этому же применимо следующее место из Руми (Рассказ о несостоятельном должнике):

«Нам от Пророка заповедь дана.

‘Неплатежеспособен Сатана,

Но ловок он вводить людей в обман, - 

Так не имей с ним дел!’ -  гласит Коран» 

      См. также Идрис Шах 21.

Даосская традиция также подчеркивала важность прямого знания, «видения» («прозорливости») и опасность некомпетентности:

«[Если] выравнивать с помощью неровного, то и ровное станет неровным. [Если] доказывать с помощью недоказанного, то и доказанное станет недоказанным.

   Знающий действует [на других] только своими знаниями. Прозорливость подтверждается [естественными законами]. Ведь давно уже известно, что знающему далеко до прозорливого.» (Чжуанцзы 5)

 

*53  «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.» (Мф. 18,6)

 

*54  См. О типах участников

 

*55  См. Идрис Шах 23.

Невредно также помнить совет суфия:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.»

(Омар Хайям 6)

 

*56  Один из вариантов (Вода Рая) см. в книге Идриса Шаха «Сказки дервишей»

 

*57  Не смог удержаться, чтобы не слямзить эту фразу у Пелевина! (Пелевин 6)

 

*58  «Касыда о Вине»

 
*59   «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, 
и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.» (Мф 9,17).
        «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя 
Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26,27). 
        «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.» (Лк. 5,39). 
       «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.» (Ин. 2,3)

 

*60  «Хасидские предания» 2

 

*61  Интересно сравнение воды с кристаллом. (Из всего Нового Завета упоминание о «кристалле» встречается только в Апокалипсисе, но зато трижды.) В законах строения кристаллов заключены все основные Космические законы нашей Вселенной (точнее, нашего описания мира).

   Что же касется Древа Жизни, то это, как известно, один из наиболее распространенных эзотерических символов, дошедший до нас из глубочайшей древности. Деревья тоже хранят в тайне свои Законы. И, по-видимому, совсем неслучайно оба символа соединены в этом отрывке.

 

*62  Цитирую по книге Рафаэля Лефорта «Учителя Гюрджиева».

В этом интереснейшем отрывке (из которого я взял только несколько фраз) содержатся и 
другие важные идеи. Например, евреи названы «беззаконными», хотя, вроде бы, именно у 
них имеется Закон, записанный в Торе. Здесь, как и в некоторых местах Нового Завета, 
под беззаконием имеется в виду нарушение (людьми) Космических Законов, то есть  
мировой Гармонии. (Впрочем, о Гармонии прямо говорится в этом отрывке.) 
   Или, например: «... и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 
24,11) и др. (Гюрджиевская схема «Фабрики Пищи» может, я думаю, неплохо объяснить эту 
евангельскую фразу). Также чрезвычайно интересно совместное упоминание чисел 8 и 
12...

 

*63  Заметим, что для свершения этого события ученики Его были, как сказано, единодушно вместе, то есть образовывали единый живой организм, цельную систему, необходимую для того, чтобы воспринять такую высокую «энергию».

 

*64  Аналогичным образом, в отношении Мухаммеда употребляют выражение «свет» потому, что в своей сущности он и есть Свет. В обоих случаях это не метафоры, а тайны, недоступные нашему «обычному» уму, но доступные очищенному, подлинному Сознанию человека.

 

*65  См. О мистическом опыте

 

*66  которые при этом могут являться нотами других, более высоких октав

 

*67  Это можно также условно представить, как нахождение наименьшего общего кратного (НОК) 
для группы чисел.    
Кратко: Я думаю, что процесс обобщения фактов и выведения из них некой закономерности 
оптимально должен происходить по принципу «нахождения наименьшего общего делителя (НОК)». 
Именно следующая ступень даст разуму наилучшую возможность подняться выше в понимании: от 
более простого к более сложному. Таким путем можно «устойчиво» двигаться вверх. Если пытаться 
сразу запрыгнуть слишком высоко, то такое обобщение мало что даст. Например, что толку, если в 
поисках, скажем, какого-либо естественнонаучного закона, ориентироваться на заявление вроде: «В 
Абсолюте все едино». Ну, едино... Разве от этого законы становятся понятнее? Если нет опыта, 
связанного с Абсолютом, это будут просто слова.
   Аналогично, путь «вниз», к конкретизации, наилучшим образом происходит по закону «нахождения 
наибольшего общего делителя (НОД)». Здесь также важно спускаться на следующую (вниз) ступень. 
Например, ставя вопрос, что общего, скажем, у Ислама с Христианством, бесплодно давать ответ, 
что оба имеют дело с людьми, или и там и там имеются храмы. (А то можно указать и на атомы..). 
Интересно найти наибольшую идею, цельно вмещающуюся в оба учения. В одном аспекте это может 
вопрос, ведут ли они оба к одной цели, в другом аспекте – вопрос о методах, о единстве Традиции, и 
т.д. (Впрочем, эти идеи - мои личные соображения, не идеи Школы, поэтому они могкут быть и 
неверны).

 

*68  Я вспоминаю забавный рисунок: перед дверью стоит аккуратно одетый человек (типичный американский проповедник, из тех, кто ходят по домам и агитируют за свои секты или церкви). Ему открывает дверь веселый мужичок, расхристанный и пьяненький, с бутылкой в руке и недоуменно переспрашивает проповедника: “Jesus who?”

 

*69  Опять таки, суфийский принцип «место, время, люди»

 

*70  Кажется, кажется... Но чтобы прийти к Реальности, нужна подлинная школа и при этом 
потратить, может быть, всю жизнь. А стоит ли? Может быть и нет, если человек считает, 
что может найти более полезное для себя занятие?

 

*71  Ср.: "The medium is the message" (Пелевин 13) 

 

*72  Разум является примитивным и грубым аппаратом по сравнению с интуицией (См.также Новости с Альдебарана)

      Но и эмоции (которые некоторыми считаются панацеей и «путем») ничуть не лучше. Те, 
кто думают, что от разговоров о любви, приведения себя в восторженно- сентиментальное 
настроение, они «приближаются к Богу», глубоко заблуждаются. Не о той любви говорят 
мистики... Обычные положительные эмоции, независимо от объекта – человека ли, «Бога» 
ли, - являются продуктом Эмоционального центра (ЭЦ). Истинная Любовь, о которой 
говорят Познавшие, - это результат раскрытия Высшего Эмоционального центра (ВЭЦ). А 
поскольку подлинные состояния имитировать не удается, всякого рода экзальтация (в 
жизни или «виртуальная») - это просто дешевка, от которой воротит. Вообще, в этом есть 
что-то от проституции. Те, кто выставляют свои чувства для всеобщего обозрения, на 
самом деле торгуют ими, даже если и не осознают этого сами. Они продают их за 
внимание. Это показывает, что 1) эти чувства поверхностны и немногого стоют, 2) что эти 
люди не освоили даже азов самонаблюдения и не знают мотивов своих действий...
   Эта тема обсуждается в последней книге Идриса Шаха «Знание как знать».

 

*73  Теоретически не исключено, что в настоящее время существует реальная Традиция, связанная с основателем этого ордена (конечно, если он был подлинным Суфием). Но это никак не влияет на то, что говорилось. В таком случае эта Традиция, то есть передача Знания через высшие влияния, не имеет никакого отношения к тому, что сейчас называется орденом Ниматуллахи, к Нурбахшу, Лёнинизму и пр.

 

*74  При этом люди, связанные с живой Традицией могут вполне быть и членами орденов как организаций. Но могут и не быть...

 

*75  Согласно принципу, сформулированному Руми: «Органы возникают в ответ на необходимость. Поэтому увеличьте вашу необходимость»

 

*76  «Не смотри как я выгляжу,

        А бери то, что в моей руке.»

       Руми 5

Или:

«Когда вы поймете разницу между сосудом [container] и его содержимым, вы будете обладать знанием» (Идрис Шах 24)

 

*77  Дискуссиии на форуме 4 пути (Л.Т. под никами Wayter, Коржик) после сообщения О долге любви

 

*78  Идрис Шах 25

 

*79  См. Лёнинизм 11

 

*80  Иначе он встретил бы настоящую Школу у учился в ней вместо того, чтобы заниматься 
имитаторской деятельностью. (См. Идрис Шах 1)
 

*81  Кстати, о Гессе: Видимо, «Игра в бисер» произвела на Лёню большое впечатление в молодости. Это видно и по книге «Золотой век», и по некоторым начинаниям в форуме. У Л.Т. и Гессе близкое отношение к «духовности», это нередко сквозит. Но что характерно: ведь Гессе – может и хороший писатель (кому – как), но совсем не духовный! Он интеллектуал, и его «Игра в бисер» (а, тем более, «Паломничество») ясно свидетельствуют о том, как внутренне чужды ему мистические учения. Ему мало свойственно или совсем не свойственно «чувство чудесного» (В отличие, скажем, от Майринка). Достаточно только вчитаться... Примерно такое же отношение к подлинному эзотеризму у Вайтера – Л.Т. Для него это чуждая, сомнительная область...

 
*82  Смотри материалы форумов (основного и других). Поскольку в Лёнинизме нет 
подлинного, живого эзотеризма для питания сущности, в ход идут интеллектуальные 
ухищрения, например, «Суфийская игра» с туманным обещание чего-то «мистериального». 
(Еще одно из любимых слов из лексикона Вайтера, вроде «карнавального».) И игра уже 
становится «Игрой» с большой буквы... Вообще, создается впечатление, что суфизм 
Вайтера круто замешан на влияниях Бахтина, Гессе и его приятеля Феликса И. Идейный 
инфантилизм... (См. Лёнинизм 12) 
 
*83  Это, конечно, навряд ли заметно его ученикам, не живущим с ним вместе, а 
встречающихся раз или два в году во время его приездов в Россию. Наверняка на встречах 
царит благорастворение. Но это известно тем, кто знает его поближе...
 

*84  Например, несмотря на мой иммунитет, меня поразило недавнее поздравление Лёни с днем рождения. (наверное, какая-нибудь преданная ученица опубликовала): «Служащий Свету и сам - чистый Свет, Зовущий к рассвету, дарящий совет, Ты - музыка Истины и тайна Глубин, Святого Единства возлюбленный сын. Поздравляю Тебя, дорогой.»  Да уж, мало не покажется... (См. Лёнинизм 13)

   Это, кстати, неплохо перекликается с тем, как Лёню сравнили с Сократом, которому предстояло выпить чашу с ядом (тоже в стихах и тоже, наверное ученица). Эта история известна старожилам сайта. Весь сыр-бор был из-за того, что Лёня сперва согласился, а потом позорно испугался поехать в Индию (См. Лёнинизм 14, 15 и материалы форумов)

   Наверное о таких последователях говорил Георгий Иванович: «Две вещи не имеют предела: человеческая глупость и милосердие Божие». Впрочем, о милосердии уместнее, я думаю, поговорить в другом месте...

 
*85  История Волшебный монастырь (Из книги: Идрис Шах. Волшебный монастырь)
 
*86  Что тоже является индикатором ее подражательности. В живом суфизме быть 
мусульманином – это естественно для тех, кто находится в мусульманской среде. В 
настоящее время это может быть даже и необходимым в ряде случаев. Но прежде это не 
было необходимым. (Достаточно вспомнить, что Гюрджиев учился у Кадирийа и 
Накшбандийа, однако был и умер православным). Но это не может быть условием для 
людей, живущих, скажем, в Европейской части России. Скорее, наоборот: исходя из 
суфийского принципа незаметности, это может даже мешать. (См. Форумы 11)
   Да и сам Нурбахш пишет о необходимости внешней исламской обрядности. Вот «Буквоед» (Л.Т.) 
его цитирует: 
http://www.sufism.ru/sufi_forum/read.php?f=1&i=15320&t=15268

Re: Обязан ли Суфий следовать Шариату

Автор: буквоед 
Дата:   27 Дек 2001 02:49

"Термин "суфизм" имеет смысл только в контексте ислама, т.е. вне ислама суфизм не существует, будучи плодом на древе ислама. Хотя можно найти следы суфизма в других религиях и философских школах, их нельзя считать целостным суфизмом. Название "суфий" является синонимом для последователя Али, который сам был учеником и духовным последователем Пророка ислама Мохаммада.

Поскольку суфий должен быть мусульманином, тот, кто претендует на то, что он суфий, не будучи мусульманином, претендует на то, чем он не является. Быть суфием, не выполняя обязательств святого шариата, невозможно. Имея это в виду, можно распознать тех эгоцентричных и честолюбивых людей, которые отделяют суфизм от ислама и провозглашают себя "суфийскими шейхами". Необходимо осознать, что отделение суфизма от ислама приведет лишь к псевдосуфизму, лишенному подлинной сущности суфизма. Такая прививка к дереву других философских школ или религий может породить лишь мертвую ветвь. Живой плод суфизма растет только на дереве ислама, и только истинный мусульманин может воспринять аромат цветения.

Таким образом, то, что не относится к исламу, не относится и к суфизму, и тот, кто не является мусульманином, не суфий".

Глава ордена Ниматуллахи Джавад Нурбахш
(цитируется по книге "Таверна среди руин")

      Нельзя не отметить узость взглядов это «кутба»: мало того, что он утверждает 
обязательность Ислама для суфиев и настаивает на выполнении шариата (что нарушает 
принцип «место, время, люди»), он намекает, что суфизм ограничен рамками шиизма, тем 
самым отметая сунну, что просто вопиет о его, Нурбахша, ограниченности. И это пишет 
человек, который должен давать свет другим! Поистине, о таких людях сказано в Писании: 
«Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6,23). 
      Впрочем, к вопросу о суфизме и исламе я намерен вернуться в отдельном сообщении. 
Иншалла... 
 
*87  Идрис Шах указывал не только на то, что все суфийские ордены дегенерировали в 
подражательные организации, но и что в последнее время Люди Знания избегают 
называть себя суфиями, так как это имя присвоили себе имитаторы
 
*88  Из первых 100 взятых наугад в ABE книг с ключевым словом «sufism» оказались: 10 – 
Idries Shah, 6 – Gramlich, 4 – Schimmel, по 3 – Harvey, Inayat Khan и Nasr, и т.д. При этом ни 
одной книги Нурбахша. (Хотя, в сущности, само по себе это маловажно.)

 

*89  Процитировано на форуме (Лёнинизм 16)
 

*90  Nil 0-11574

 
*91  Цит. по книге: Идрис Шах. Караван грёз.
 
*92  Идрис Шах 20
 

*93  См. Лёнинизм, Документы, Ниматуллахи