На главную страницу

 

 

К основному тексту

 

 

Приложение 4.  Имитаторство          Их «работа»

 

Хоть врач больному ухо спас,

Но выколол случайно глаз.

Восточная пословица 4

 

Неоднократно утверждалось и показывалось, что так называемая «суфийская» школа Лёнинизм (Леонида Тираспольского, Wayter’а, Л.Т.), как и сам орден Ниматуллахи – это «липа». Теперь настало время объяснить «центральный пункт» этого утверждения.

 

Все чрезвычайно просто. Дело в том, что в «общем присутствии» Лёни (или, если хотите, в самом Лёне, - неважно, как это называть) нет, не содержится того самого «ядра» (Силы, тонкой энергии, Благодати, Бараки и пр.), которое присуще не только Учителям, но даже просто людям, у которых есть способность к Развитию. Ну, нет этого ядра, и всё тут. Причем это - эмпирический факт. Любой человек, обладающий даже небольшой способностью к различению (т.е. способностью «включать» свою интуицию), пообщавшись лично с Лёней сам может это увидеть, почувствовать. Это, как говорится, у него «на лбу написано». Ну что ж, ему этого так же не дано, как и миллиардам других жителей нашей планеты. Это проявляется, в частности, в отсутствии понимания, «чутья» в вопросах, связанных с тем же суфизмом. Вот почему его «суфизм» сух, интеллектуален (да и то не сильно), приземлен, бескрыл. По этой же причине наш герой с такой опаской и неуверенностью относится ко всему, что не связано с формальными интеллектуальными построениями или подражательной псевдо-эмоциональностью. Конечно, страшновато. Король-то голый...

 

   Хочу еще раз поставить точки над “i” и над ‘j’, особенно для вас, юные лёнинцы, втихаря читающие мои писульки! То, что я утверждаю в отношении вашего шефа, это не умозаключения, выведенные из его поведения, писаний и др. Это факт, эмпирический факт! А вот для тех, кто не может это проверить, мне приходится приводить  примеры, иллюстрации, доказательства...

 

При этом Лёня – человек как человек, не хуже (а в чем-то, может, и лучше) многих других. Вся проблема в том, что он, видите ли, учит... А вот чему именно такой «учитель» может научить при отсутствии способности не только учить, но и учиться, можно легко догадаться.

 

Если бы Лёня занимался «учительством» по своей собственной инициативе, это было бы одно дело. Но Лёня – «шейх», то есть «официально» имеет мандат, право учить. Это право было дано ему кутбом Ниматуллахи др-ом Нурбахшем (или, во всяком случае, с ведома последнего, что сути не меняет). Но подлинный Учитель никогда не даст разрешение учить тому, кто не обладает таковой возможностью, не обладает данными для этого. Здесь ошибка невозможна, исключена, потому что это - вопрос не «заслуг» или «соображений», а прямого восприятия, «видения». Поэтому из всего этого математически вытекает, что сам Нурбахш должен быть таким же, как и его «ученик» - то есть лишенным этой Силы, Бараки и такого ее проявления, как «видение».

 

А поскольку Нурбахш не какой-нибудь захудалый последователь «третьего эшелона», а глава ордена, то, в свою очередь, из сказанного выше неумолимо вытекает, что и сам орден Ниматуллахи – всего лишь некая социальная организация, функционирующая под именем «суфийской». При этом, опять-таки, совершенно неважно, был ли этот орден ложным с самого своего основания или он был основан вполне достойным и духовным человеком, реальным Суфием. («И я была девушкой юной, Сама не припомню, когда...»). В настоящий момент важно лишь то, что в «кране» этого ордена нет «воды». Когда, на каком этапе сломалась октава развития, - это имеет лишь историческое значение (*73). При этом не имеет значения, насколько обширной социальной деятельностью (издательской и др.) занимается орден. Считать иначе – это все равно, что воображать, что каждый дополнительный тираж Библии, отпечатанный какой-нибудь церковью или сектой, повышает духовный уровень его членов… Если орден лишен Бараки, то как Тарикат (т. е. Путь) он просто не существует, независимо от его численности и деятельности.

 

Впрочем, и другие ордены не избегли такой же участи. Ни древность, ни численность ничего не определяют. Ситуация сложилась такая, что произошло «расщепление» каждой некогда единой вещи (Тарикат) на цепь преемственности орденов (школ, организаций и пр.) и цепь преемственности живой Традиции, «Потока». При этом очевидно, что только Традиция имеет ценность для тех, кто стремятся к истинному духовному развитию (при условии, конечно, что они имеют к этому развитию способность) (*74). 

 

   Мне недавно прислали несколько вопросов, связанных с Лёнинизмом. Пожалуй, будет уместным ответить здесь на парочку типичных:

   1. Неужели я думаю, что из-за моей критики сторонники Лёни от него отвернутся?

   2. Какова цель моих «нападок» на Лёню, его школу и орден?

 

   1. Ни Боже мой, ничего такого я не думаю! И я этого вовсе не хочу. Более того, если бы у Лёни было тысяча, миллион, миллиард учеников, лично меня это вполне устраивало бы. Пусть все будут счастливы – и он, и они. Единственное, чего бы мне хотелось, это того, чтобу в эту ловушку не попался ни один из тех немногих, кто действительно способен к развитию. Или, если попался, то поскорее выбрался.

   2. О цели критики. Конечно, для тех, у кого работает (в достаточной степени) интуиция, совесть, эта критика не нужна. Они и так «увидят» что к чему. Критика также не предназначена для тех, кто не имеет «искры Божьей» (во всяком случае, в той степени, чтобы она разгорелась в пламя). Мне до них нет никакого дела, могут учиться хоть у черта. Но есть еще и третья категория, а именно, люди с потенциальными способностями (или еще не развитыми достаточно для того, чтобы отличать пшеницу от плевелов). Для них мои «нападки» могут послужить своего рода катализатором. Если я смогу убедительно показать, проиллюстрировать тезис о ложности Лёнинизма-Ниматуллахи, то такой человек может задуматься, правда ли то, что я утверждаю. И если он в достаточной степени искренен внутри, и если для него это действительно важно, то он может всерьез захотеть узнать правду. (Даже если мои «нападки» ему не по вкусу). Такое желание может пробудить всплеск интуиции, приоткрыть ее, и человек действительно узнает правду. А больше ничего и не требуется. Как говорится, «вскрытие покажет»… (*75).

   К тому же, «резкое» поведение в данном случае может быть полезным. В какую форму ни облекал бы я свои слова, какие намерения и качества ни хотелось бы мне приписать, это никак не влияет на суть того, что я говорю. Способность приложить усилие, необходимое для того, чтобы отделить форму от содержания, само по себе является тестом. (Достаточно традиционным в суфийской практике, надо сказать) (*76).

   Также хочу подчеркнуть, что неправильным является объявление себя школой и создание отношений учитель-ученик, а не изучение, обсуждения и др. занятия. И сайт хороший, и форум полезный. Но это не компенсирует вред имитаторства. Котлеты отдельно, мухи отдельно...

 

   Но вернемся к Лёнинизму. Ну что ж, не дано человеку. и не дано. Но, к сожаления, по некоему стечению обстоятельств (на которых, может быть, следует остановиться подробнее), Лёня избрал поприщем для своего самоутверждения суфизм («духовность», эзотеризм и пр.). Вместо того, чтобы стать инженером, или ученым, ну пусть даже философом (в современном смысле), писать работы, участвовать в юбилеях, выступать на конференциях и пр., то есть действовать в сфере, соответствующей его природным и личностным склонностям, Лёня занялся вещами, совершенно чуждыми его натуре.

   Будучи лишенным (по крайней мере, в большой степени) чувства чудесного, которое является одним из проявлений интуиции, и воспринимая эзотеризм как концепции и теории, наш герой с подозрением и неприязненно относится к тому, что выходит за рамки обыденного. Он валит в одну кучу явления разного масштаба и значимости (от телепатии до передачи высших влияний) и подвергает сомнению их существование, выступая иногда довольно агрессивно, напоминая тем самым импотента, ратующего за воздержание (*77). Из того, что ни сам Вайтер, ни его учитель не обладают определенными свойствами, не вытекает, что ими не обладают другие. Хотя «сверхъестественные» способности не являются целью в суфизме, они выполняют свои функции и являются индикаторами продвижения по Пути. Не зря Аль-Газзали писал, что три способности идут рука об руку с суфийским знанием: 1. Сознательно расширенная сила сверх(чувственного) восприятия; 2. Способность выходить из тела; 3. Способность приобретать, путем прямого восприятия [direct awareness], знание, получаемое иначе только большим трудом (*78).

 

   Что касается иллюстраций, то достаточно просмотреть дискуссии на форумах, в которых Лёня принимал участие, чтобы составить представление о том, что у нашего «шейха» с пониманием очень слабо. Особенно если вопросы касаются не умозрительных теорий.

 

   Достаточно привести один пример, но зато вопиющий. Это идея Лёни о прогрессе человечества. Эта идея (я говорю не о индивидуальном прогрессе людей, а именно человечества) лежит в основе выпестованного детища Л.Т. – книги «Золотой век», на этой же идее основаны статьи, которые он пишет. Один этот факт ясно свидетельствует о том, что Вайтер не связан с подлинной Традицией. Да и для любого человека, если он не слепой и не глухой, должно быть очевидно, что люди деградируют с каждым годом, почти во всех отношениях и повсюду на Земле. Вперед идет только так называемый «научно-технический прогресс», но это прогресс «железа», причем за счет самих людей...

 

   Впрочем, стремление к учительству было присуще Лёне с молодости (*79). Но, Господи, почему именно в этой области? Мало ли других сфер можно было бы выбрать. В крайнем случае, просто писал бы статьи с Владимиром Новиковым (ник «дервиш» или «Vladimir»). Они так подходят друг к другу...

 

   Очевидно, при отсутствии достаточных данных для развития, Лёня не представлял интерес для подлинной школы (*80). Поэтому он и пошел легким путем: примкнул к подражательной школе Нурбахша. Этот союз, очевидно, устраивает обоих. Лёня вербует новых членов в секту, пропагандирует ее. Взамен он продвигается по служебной лестнице. Вот и должность шейха получил. Теперь он учитель. Мечты сбылись...

 

   В результате знакомства с писаниями Лёни (книга, статьи, некоторые выступления на форумах), может стать ясным тот идеал, который ему светит: хочется быть чем-то вроде Александра Гениса в сфере «словесного суфизма». Если к тому же и слыть «суфийским шейхом», то полный атас... Для всенародного признания, по замыслу Вайтера, хорошо бы сказать «новое слово» (в чем бы то ни было). Отсюда настойчивые «разработки» в области «духовности интернета» и прочего интеллектуального хлама. Подумать только, что только можно, в конечном счете,  вытащить из Германа Гессе! (*81)

 

   Таким образом, налицо идея самовоспроизводства. С одной стороны, «научные разработки» могут привлечть учеников из числа «интеллигенции», что должно повышать Лёнини статус в ордене. С другой стороны, он старается заинтересовать учеников этими самыми «научными разработками», связывая Аль Араби с интернетом через слово «единобытие» и т.д., претендуя, тем самым, на «развитие» суфийских идей (Sic!). Эти тенденции, предназначенные для увеличения численности «паствы», внедряются очень настойчиво, при каждом удобном случае (*82).  Вредоносность такого рода деятельности  состоит в том, что живое, органичное учение, каким является настоящий суфизм, Л.Т. подает в виде туманных, абстрактных, а главное, духовно бесплодных концепций.

 

   Для уравновешивания чрезмерного интеллектуализма на помощь призывается разговоры о любви (в частности, используются переводы суфийских стихов). Благо эта тема вовсю муссируется в книгах Нурбахша. Часть стихов переводит сам «шейх». Интересно, что по своему складу сам Лёня очень мало склонен к положительным эмоциям (*83). Отсюда и сухость того, что он пишет... В той или иной мере осознавая это, Вайтер мечтает о среде, которая дала бы ему эти эмоции. Возможно, поэтому ему и близка заимствованная им тема «карнавального».

   Но тем, кто знает его чуть поближе, известно, что Лёня зато очень склонен к отрицательным 
эмоциям – страху, неуверенности, беспокойству. (Ничего особенного, но то, что свойственно нам, 
обычным смертным, не пристало суфийским шейхам.) Даже на форуме это неоднократно было 
видно. Многие свои действия, происходящие из отрицательных эмоций, Л.Т. объясняет 
«осторожностью». (Кто интересуется деталями, смотри материалы форумов). Этим же 
объясняется и тот факт, что он часто использует различные ники вместо своих обычных, 
особенно когда неуверен в реакции публики. Хрупкую репутацию «шейха» надо беречь...

 

Эта «суфийская» деятельность Вайтера – хороший пример, как чисто социальные вещи подаются под видом «духовных». Недалекие люди на это клюют...

 

   Что же касается Лёниных последователей, то, хотя без личного знакомства судить нелегко, мало что радует из услышанного на форумах. Хотя ряд из них, по-видимому, по-человечески симпатичны (как и сам Лёня, впрочем), но пониманием не блещут. Да и неудивительно. Откуда  дровишки?... Один гордится «древностью ордена», другой - причастностью к «высоким идеям» (точнее, словам), третий заинтересован в умозрительных концепциях и теориях, кто-то еще – в слепой вере и пр. Некоторые высказывания вообще носят клинический характер... (*84). 

  К этим людям можно отнести высказывание дервиша из истории «Волшебный монастырь»:

«- До тех пор, пока ваша алчность не позволяет вам различать самообман и реальность, дервиш не может показать вам ничего реального - только обман. Питающегося плодами самообмана и воображения можно накормить только плодами обмана и воображения.» (*85).

    Неудивительно. Ведь именно искренность – это тот механизм, с помощью которого производится настройка на высшие влияния, Бараку...

 

   Существуют, к тому же, определенные приемы, позволяющие манипулировать учениками и просто интересующейся публикой.

   1. Один из них – это суфийское изречение (может и подлинное), которое Лёня неоднократно употреблял. Смысл его сводится к тому, что для искреннего ученика Бог даже фальшивого учителя сделает настоящим (то есть ученик все равно получит пользу). Понятно, что некоторые из лёнинцев на это клюют, так как они сами цитировали это изречение. Но они, по-видимому, не настолько сообразительны, чтобы понять: даже если ученик и может получить пользу, это никак не оправдывает ложного учителя. (Не говоря уже о том, что пользу может получить один, а вред – десять). «Учить» других, не имея для этого соответствующих данных, и при этом опираться на такое изречение, - это все равно, что грабить человека, одновременно советуя ему не дорожить мирскими благами и не отождествляться со своими отрицательными эмоциями. Будет ли жертва следовать совету или нет, это не избавляет грабителя от уголовной ответственности...

   Это что касасется учителя. Что же касается учеников, то из этого изречения вовсе не следует совет идти к ложному учителю для того, чтобы извлечь пользу из практики искренности. Такая трактовка достаточно глупа. Это все равно, что для того, чтобы практиковать непривязанность, нарочно искать грабителей на свою голову...

 

   2. Другая вещь заключается в некой психологической трудности, которая затрудняет для члена этой школы возможность признаться себе в ее несостоятельности и с ней расстаться. Дело в том, что, хотя это не афишируется, для Ниматуллахов обязателен ислам (*86). Очевидно, что московские и петербургские «дервиши» приняли ислам (пусть даже и «облегченный») для того, чтобы присоединиться, как они думали, к подлинному суфизму. (Было бы еще понятно, если бы они, скажем, вдруг уверовали, что именно ислам – лучшая из религий. Хотя для кого-то лучшая – ислам, для другого – другая. Но какой смысл принимать его подобно тем, кто вступали в партию, чтобы иметь возможность выезжать за границу?…) Это, конечно, достаточно экзотично даже в нынешнее время: юноша или девушка из немусульманской семьи вдруг становится – мусульманином! Этого ведь не скроешь - и родные и некоторые из друзей должны об этом знать. Так что это была, все-таки, некая жертва в условиях русского окружения... Ну а если осознать, что эта школа и «орден» - липа, то получается, что и жертва эта не была нужна. Что же теперь, другую секту искать? Так опять фальшак найдешь… Или «разисламиваться», что ли? Глупо как-то получается. Да и что скажут те, кому они объясняли необходимость такого шага? Так что лучше и не задумываться особо и продолжать как есть. Авось из этого что-то получится... И получается ситуация как в старом анекдоте, в котором отец бил проигравшегося в карты сына и приговаривал: «Не за то бью, что ты играл, а за то, что отыгрывался»...

   Впрочем, это их проблема. Может, надо было бы этих «дервишей» пожалеть, но что-то не получается… Им следовало бы более внимательно относиться к своей собственной жизни.

 

   3. Подобно другим имитаторам, Лёня старается создать у русских читателей (книг и интернета) 
впечатление, что то, что он пропагандирует, и есть суфизм. То есть, узурпирует сам термин. Для 
этого он зарегистрировал domain “Sufism.ru” (*87). К тому же Лёня усердно переводит и издает 
книги Нурбахша. На Западе это имя в суфийской литературе незаметно (*88). Но в России, где 
книг на эту тему раз-два и обчелся, в результате Лёниной активности, у людей, ищущих 
литературу по суфизму, естественно может возникнуть впечатление, что Нурбахш – не последнее 
лицо в суфизме, раз его книги стоят на полках. Впрочем, это не страшно, потому что для 
человека с проблесками понимания достаточно почитать их, чтобы понять, что к чему. Зато «за 
любов» слов-то ско-ока-а... Некоторым, впрочем, именно это и нравится.

 

   Вот характерный пример Нурбахшизма: «суфии не только отказываются от частного ума, но и рассматривают знание, приобретаемое им, как величайшее препятствие к постижению Истины. "знание - это величайшая завеса Истины". иными словами, суфии отвергают любое знание, не связанное с Любовью. одобряя лишь постижение органом сердца... суфии утверждают, что знание усиливает самолюбование и эгоизм, в результате ещё более отдаляя человека от понимания Истины... Нурбахш (*89). 

 

   А вот и юный лёнинец вторит своему grandmaster’у:

«… подготовительный этап связан не с развитием пресловутого понимания (это достигается лишь в конце Пути(*90).

 

   Хорошие плоды сеет D-r N.!  Невредно бы напомнить Нурбахшу некоторые из изречений Пророка (мир ему!) о знании и ученых людях (*91).  А именно:

«Час учения лучше целой ночи молитвы».

«Кто чтит ученых людей, чтит меня».

«Чернило ученого святее крови мученика».

«Искать знание (букв. «погоня за знанием») обязательно для каждого мусульманина».

«В поисках знания путешествуй хоть в Китай»

Я думаю, что этих примеров достаточно...

 

   Или вот для сравнения точка зрения живого суфийского учения:

«Единственное спасение [из создавшейся ситуации] – через большее знание. Люди говорят о ‘служении, усилии, любви, знании’. Но имея знание, вы знаете, чем любовь является, а чем – нет. Имея знание вы можете служить, вы можете делать усилия. Знание может быть не выше любви, но оно является существенным пререквизитом [необходимым предварительным условием]. Если вы не понимаете, вы не в состоянии любить. Вы можете только воображать, что вы любите» (*92).

 

   Таким образом, как можно заметить, деятельность имитаторов вовсе не безвредна. Они не только не в состоянии связать своих последователей с Источником, но и отвлекают внимание последних на бесплодный интеллектуализм и поверхностную эмоциональность. Достаточно просмотреть заголовки пропагандируемых руководством «тем недели»: «Продвижение и поведение в обществе», «Игра и искренность», «Искусство диалога», «Эгоизм или альтруизм», «Искусство и духовность», и почитать выступления лёнинцев, чтобы ощутить вкус и «учителей», и «учеников», и «учения». Естественно, что чем дольше находятся ученики Ниматуллахов под влиянием своих учителей, тем меньше шансов к развитию у них остается. Впрочем, кто как не сам Л.Т. является прекрасной иллюстрацией этого положения! (*93)

 
Олсуфьев

 

 

Примечания

 

 

На главную страницу