К тексту

 

 

                                             ПРИМЕЧАНИЯ
 

*1  У людей зачастую имеется превратное мнение о том, какое место занимают деньги в их жизни. Деньги важны, да, с этим согласится почти каждый, но при этом будет убежден, что для него это не главное. А что главное? Ну, скажем, семья, религия, какие-нибудь идеи и пр. Однако, существует довольно простой способ проверить, что для человека действительно важно. Для этого достаточно понаблюдать его/свои эмоциональные реакции на поступающую информацию.

   Например, вы устали или хотите спать – в общем, достаточно пассивны. И вдруг к вам обращаются, или вы слышите чей-то разговор, или что-то сказали по телевизору. Вы встрепенулись: «Что, что?» Сонливость как рукой сняло. Вырабатывается более высокая энергия, человеческая машина переходит в другой режим работы.

   Что это за информация, на которую вы отреагировали таком образом? Если пронаблюдать такую реакцию неоднократно, можно выяснить, что более важно, а что менее. (Естественно, имеются в виду не чрезвычайные события вроде несчастья, случившегося с кем-то из близких, не дай Бог. Нет, речь идет о более рядовых впечатлениях. Именно они являются показателем.) И во многих случаях окажется, что вы реагирует на то, что имеет отношение к деньгам. Вы можете быть убеждены, что для вас главным является, скажем, семья. Однако, на разговор о семье вы реагируете почему-то гораздо менее эмоционально. Или можете думать, что главное – это религия. Почему же связанная с этой темой информация не активизирует вас настолько же сильно? А вот то, что касается ваших собственных денег, их приобретения или потери, действует, как правило, безотказно. Просто одного затронет если речь будет идти о сотне, а другого – о миллионе. Но суть дела от этого не меняется. Как говорил мой бывший друг Лева, купить можно каждого, дело только в сумме. Применительно к эмоциям это выражение почти безошибочно.

 

*2  «Памяти среднего класса» - эпиграф Пелевина к роману «Generation ”П”».

 

*3  Хотя может показаться, что денежный вопрос воздействует в первую очередь на ум, но главным образом задействованными оказываются эмоции. Эмоции – это лошадь, тягловая сила, двигатель поступков. Важность ощущается эмоционально. Сперва ум как бы включает эмоцию, а потом эмоция, в свою очередь, вызывает мысли. Библейский Иов был одним из ранних персонажей, на эмоции которого пытались воздействовать информацией о его материальном положении. Правда, всего лишь для проверки :)

 

*4  Нам даже в голову не приходит, что наши эмоции по поводу денег противоестественны. Радоваться удачной сделке или получению суммы денег вместо того, чтобы радоваться пению птицы... То же относится к отрицательным эмоциям. Сколько вещей мы сами придумали, а теперь на них неизбежно реагируем.

 

*5  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Идея, ум, мудрость

 

*6  В этом смысле Россия – благодатная нива. Владение администрацией тремя рычагами ставит людей в полную от них зависимость. Механизм достаточно прост и понятен. Почти любой владелец бизнеса, уж во всяком случае среднего и крупного, автоматически становится сторонником правящей власти, какой бы она ни была, потому что где-где, а в России всякий понимает, что в противном случае он может запросто потерять источник дохода. Понимает и боится... Страх может сидеть достаточно глубоко и сам бизнесмен может не осознавать умом, почему он сделал именно такой выбор. Он может придумывать основания для своих «свободных» убеждений или просто ощущать, что поступать так ему в конечном счете выгодно – не важно. Важно то, что он принимает сторону силы.

   Но быть сторонником обязывает его не только как индивидуума, но и как работодателя, что для власти несравненно важнее. И его долг в этом случае – сделать так, чтобы подчиненные разделяли его взгляды или, во всяком случае, поступали так как будто разделяют. Это может касаться всего – от внешнего вида до высказываний и голосования. А так как возросшая роль денег в жизни людей и вытекающий из нее страх потерять работу ставит их в феодальную зависимость от работодателя, то они в большинстве случаев непременно будут поступать так, чтобы ему угодить. Потому что в противном случае им, возможно, придется искать другую работу.

   Таким образом, изменение роли денег само увеличивает ряды сторонников власти, без особых с ее стороны усилий. Ну а для людей это означает усиление их зависимости, рабства. Рабы не обязательно должны быть в каменоломнях, голодные и в лохмотьях. Они могут быть сытыми, одетыми и сидеть в офисах. И быть такими же рабами. Возможно, что со временем ими даже будут гордиться: «Наша рабы – самые обеспеченные в мире!». Не в обиду будь сказано, свиней ведь тоже откармливают не из альтруизма. Не забывать об этом не мешало бы и «господам» русским предпринимателям.

   Бояться есть чего не только бедным, но и богатым. Сегодня ты богатый бизнесмен, а завтра... кто знает? Если ты, конечно, не под крылышком власти. Да и то, существуют превратности времени. Сегодня ты нужен, а завтра...? (И еще хорошо, если потеряешь только бизнес - если много знал.). В этой связи можно упомянуть слухи о т.н. деприватизации – будь то «бархатной» или не очень. Состоится ли она или нет, что и как будет – я не знаю и не больно интересуюсь, пусть это заботит русских бизнесменов. Не компетентен также я судить и о том, может ли это прибавить денег «простым» людям. Может и даст что-то, если инфляция не сожрет. Но это аспект экономический. А вот контроль со стороны властей может увеличиться. Если существует сильная зависимость от/через вроде бы «свободного» владельца, то насколько сильнее она будет через назначенного «сверху» директора...

   (А отъем собственности – это ведь уже было? Но не совсем, не совсем. Цель национализации в прошлом была, как будто, в том, чтобы все деньги шли в казну. В настоящее же время цель такая если и возможна, то только как промежуточная. А конечная цель – чтобы денежки текли – куда? Как вы догадливы... )

   Во всяком случае, из того, что слышишь, возникает стойкое ощущение растущего у людей и давящего страха, растекающегося из центра к окраинам.

 

*7 

...С богом, теперь по домам, - проздравляю!
(Шапки долой – коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю...»

Кто-то «ура» закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

                     (Н. Некрасов. «Железная дорога»)

 

*8  Первая ассоциация: честный – не обманет на деньги. Вторая: честный – говорит правду, не врет. А 
вот еще совсем недавно, в каком-нибудь 19 веке, эти ассоциации, хотя и существовали, но совсем не 
всегда главенствовали. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин взял «Береги честь смолоду». К 
чему бы это? Не о деньгах, да и вроде не о вранье...
   Интересно, как с изменением или исчезновением реалий то же происходит с понятиями. То, что 
было когда-то ясно без каких-либо определений, становится неясным. Взять хоть бы понятие 
«благородство» (не в смысле происхождения, а как характеристика поступков, характера). Если 
завести об этом разговор (в виртуале или «реале»), то наверняка можно услышать типа «А что это 
значит? Что вы под этим понимаете?» Неясные понятия мы пытаемся определить через понятные и 
ясные. Навряд ли кому-то требуются определения таких вещей, как «хлеб», «вода», «солнечный 
свет». «Компьютер» :)... Могут уточнить: хлеб – черный или белый, компьютер – РС или Мак... Но в 
принципе понятно, о чем идет речь.
   «Честность», «благородство», «романтический»... А вот еще есть слово: «любовь». Речь о любви 
(мужчины и женщины) шла тысячелетиями, но определения почему-то не требовалось. Потому что 
все знали, что это такое. А теперь можно завести об этом речь и к своему удивлению обнаружить, что 
младшее поколение под любовью понимает секс. Это так странно... Никто секс не отменяет и не 
принижает, эти две вещи могут сосуществовать и дополнять друг друга, но ведь они – совершенно 
разные! 
   Спутать их может, пожалуй, только тот, кто никогда не испытывал любовь. Как это может быть? Я не 
думаю, что нашел бы хоть одного из своих приятелей-сверстников, кто не испытал бы этого чувства. 
Кто хотя бы в школьные годы не был влюблен. Сильнее или слабее, но все-таки... Это чувство, будучи 
испытанным раз, не может забыться. 
   А теперь... Спросите, как понимать, что девушка сказала «Да» и вы узнаете, что это значит, что она 
согласна на секс. Лет 40 назад (или меньше) в советское время такую трактовку могли использовать 
разве что в контексте анекдота, потому что в прямом смысле все понимали, что это ответ на признание в любви. 
   Любовь – чуть ли не единственный оставшийся для обычного человека путь к бессмертию. 
(Субстанции 12 и 6 – материи для кристаллизации высших тел человека). «...лишенных способности 
любить (а вернее, страдать от любви) нельзя назвать живыми, и, уж во всяком случае, им не дано 
снова жить после смерти. Это мертвые души, они оглашают мир своим бессмысленным смехом, 
плачем и болтовней и исчезают как дым...» (Т. Уайлдер). Впрочем, это отдельная тема.
   Что ж, такова реальность. Можно только испытывать чувство сострадания... Вспоминаются евнухи, 
которых оскопляли в детстве, чтобы позже они служили в гаремах. Когда они вырастали, то не 
испытывали чувства потери, потому что у них просто не было опыта, чтобы понять, что они лишены 
целой сферы жизни.

 

*9  Недавно услышал: «Моя жена движется по торговому центру со скоростью 200 долларов в час»

 

*10  «A rich man is nothing but a poor man with money» (W. C. Fields)

 

*11  «Одни призраки болеют за «Спартак». Другие за ЦСКА. Почему бы третьим не болеть за 
«Динамо?» (В. Пелевин. «Чапаев и Пустота»)

 

*12  В этой связи стоит упомянуть роль американского образа мышления и культуры в мире. В 19 
веке основным фактором, разрушающим сравнительно нормальные образ жизни и мышление на 
Востоке было европейское влияние (англичане в Индии, и пр.). В ХХ веке эту роль стало играть 
американское влияние. Наряду с идеями демократии, имеющими сами по себе довольно спорную 
ценность, экспортировались культ денег, разрушающий сложившуюся веками и, хотя 
деградировавшую, но все-таки более нормальную систему ценностей; рок-музыка, имеющая свойство 
дисгармонизировать и без того искалеченное человеческое существо; в большинстве своем 
малоценное голливудское кино, пропагандирующее секс и насилие, и пр.
   В свою очередь, Россия заразила мир (как Восток, так и Запад) красной сыпью коммунизма. Она 
также посадила и заботливо взрастила ядовитые цветы терроризма, пышно расцветшие по все 
планете. Из более «современныых» русских подарков обычно упоминают разъедающую 
коррупцию, организованную преступность, экспорт проституции и другие плоды «перестройки».

 

*13  В основе идеи развлечений лежит пассивное восприятие впечатлений. В то время как Природа 
предназначила человеку (такому, каким он должен быть) воспринимать приходящие впечатления 
активно. То есть человек должен производить усилие по сопоставлению того, что он воспринимает, с 
уже имеющимися в нем воспринятыми ранее впечатлениями. Только в этом случае впечатления 
могут служить материалом для развития человека, а не пассивного принятия им чужих (и зачастую 
чуждых) мыслей и чувств, на чем и основана внушаемость. Это очень важный вопрос, связанный с 
ролью трех сил в восприятии человека. Желающие могут прочитать об этом у Г.И.

 

*14  Хотя в определенной степени и он прав, денег у штата не хватает... Замкнутый круг...

 

*15  Что не удивительно, потому что мы не только потеряли способность интуитивного восприятия сущностных характеристик других людей, но и само представление о возможности этого.

 

*16  Существует множество книг и статей на эту тему, в том числе и в интернете, вроде этой. Меня 
самого, правда, интересуют не столько методы внушения, сколько результаты его воздействия.

 

*17  ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Патриотизм

 

*18  ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Религия и церковь

 

*19  Смотри

 

*20  Смотри

 

*21  «Я чувствовал почти печаль. Мальчик тоже был фантомом. Тон его голоса и его настойчивость выдали его. Фантомы были повсюду, чтобы захватить меня...» (Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлэн»)

 

*22  В. Ковенацкий. Марш творческой интеллигенции

 

*23  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Монархия

 

*24  У Смита (-ов), правда, было центральное подключение... Но обращает внимание, что на форумах «кадры» нередко хорошо информированы и при необходимости тут же сыпят датами, цифрами и пр. Это, в частности, создает впечатление энтузиаста и знатока. А, может, все проще? Где-то горстка референтов-операторов сидит на базе данных и при необходимости тут же снабжает Смита (-ов) необходимой информацией. При этом даже не нужно, чтобы она была верной, достаточно ей быть правдоподобной. Ведь цель – только произвести мгновенное впечатление на читающего. Также могут помогать не только информацией или установлением местонахождения оппонента через IP, но и психологическим советом в трудной форумной ситуации. Эх, какой должен быть опыт, владение приемами!

 

*25  Впрочем, замалчивание – не единственный метод. Пропаганда может использовать и метод

дискредитации по принципу анекдотического «Почему вы говорите, что едете в Егупец, когда вы

действительно едете в Егупец?». Например, поместить статьи сомнительного свойства (см. здесь

и здесь), ссылка на которые была бы компроментирующей.

   Это напоминает пущенное кем-то выражение «кровавая гебня», используемое агентами в

ироническом смысле. Дескать, слышали, слышали уже эту чушь...

 

*26  Смотри

 

*27  «Баллада о борьбе»

 

*28  Для того, чтобы быть в гармонии с Космосом и выполнять свои функции, человек должен быть проводником всех трех космических сил. Поэтому все три его основных части – ум, чувства и тело – должны быть достаточно развиты. Неразвитость одной из них не только делает его функционально неполноценным, но и не дает ему возможности духовного развития путем гармоничного (т.е. в триаде) усвоения высоких энергий для покрытия высших тел, души.

   Тело человека функционирует достаточно автономно и, в общем, меньше нуждается в намеренном развитии, чем ум и чувства. Поскольку современная культура сосредоточена в основном на развитии ума, а для чувств зачастую предлагает слишком грязную пищу или не предлагает ее вообще, то эмоциональный центр (имеются в виду, конечно, положительные эмоции) неразвит и извращен. «Твоя жизнь скудна, игемон».

   Любопытно, что при этом сами люди, как правило, убеждены в том, что они достаточно эмоциональны. Во-первых, потому, что они считают негативные эмоции не менее правомочными. Во-вторых, в отношении положительных чувств имеет место психологический эффект: люди в основном сравнивают одни свои эмоции с другими своими же. Естественно, что одни эмоции, в один момент сильнее, а другие слабее. У них нет возможности посмотреть на свою эмоциональную жизнь со стороны, чтобы убедиться в том, как она бедна. Нет критерия... Окружающие люди не намного отличаются от нас самих (да мы и общаемся «кругами»), кроме т.н. «людей творчества», нередко чуждых нам по складу и, к тому же, представляющих другую крайность.

   Ну а литература, почему бы не сравнить с ней? Когда мы встречаем проявления сильных эмоций, например, в восточной литературе, типа «Сказок 1001 ночи», нам проще приписать это пышности восточного стиля. Ну а как быть с классической литературой 19 века? Ведь люди испытывали такие чувства, жили ими... «Да ну это все. Устарело.... Мы мало эмоциональны? Что за чушь!»

   «Отец сказал своему сыну, у которого двоилось в глазах:

            “Сын, ты видишь два вместо одного.”

            “Как это может быть?” – ответил мальчик. – “Если бы это было так, я видел бы в небе четыре луны вместо двух.”»

     (Хаким Санаи. Цит. по кн.: Идрис Шах. «Караван грез».)

 

*29  В частности, аутизм становится все большей проблемой. Число больных детей продолжает 
расти и американские педиатры уже настаивают на тестировании каждого ребенка на это 
заболевание

 

*30  Смотри 

 

*31  См. Гюрджиев о Месмере («Рассказы Вельзевула», гл. 32)

 

*32  Шутки сытых

 

*33  В этом связи нельзя оставить без внимания ожидаемое в Росии создание медицинской госкорпорации.

   Вообще затея с «госкорпорациями» смахивает на попытку прибрать вещи к рукам, но уже по большому счету, глобально.

  

*34  Я посетил нашумевшую выставку ”Bodies”. Бесспорно, очень познавательно. Но мне, как и другим посетителям, не мог не прийти в голову вопрос: кто были эти люди? По самим телам видно, что это были, как правило, молодые люди, с хорошо развитой мускулатурой, пропорционально сложенные. Источник экспонатов остается загадкой.

   Один знакомый беседовал со специалистом, тоже посетившим выставку, который утверждал, что некоторые модели свидетельствуют о том, что определенные операции производились над образцами не после смерти, а когда они были еще живы. Не знаю, так это или нет, но мороз дерет по коже. Ну что ж, Китай есть Китай. Там человеческая жизнь тоже всегда была ничто...

   Знакомый дантист (китаец по национальности, между прочим), грустно пошутил, что это китайские спортсмены, не занявшие первое место на предыдущей олимпиаде...

   См. также здесь и здесь

 

*35  Смотри

 

*36  В генетике опасным является не само по себе изучение тайн наследственности, а попытки производить изменения в природе. Скудоумные «ученые новейшей формации», вмешиваясь в закономерный ход вещей, сами того не осознавая нарушают гармонию, установленную неизмеримо более высоким разумом. Горькие плоды их экспериментирования неизбежно пожнут наши потомки (а то и мы сами).

 

*37  «И со слухом совершилось что-то странное, как будто вдали проиграли негромко и грозно 
трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об 
оскорблении величества...» (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

 

*38  Смотри

 

*39  Смотри

 

*40  Е. Замятин. «Мы»

 

*41  Смотри

 

*42  По шкале Гюрджиева сексуальный центр работает на более высокой энергии порядка 12, в то время как обычные эмоции используют 24, а обычный, логический ум – 48. А более высокая и тонкая энергия всегда подчиняет более низкую.

 

*43  Русские объявления о найме на работу с явным намеком на ожидаемую сферу услуг

 

*44  «...тех именно пастухов, потомки которых впоследствии сделались причиной того, что в наличии всех тамошних существ последующих поколений начала постепенно оформливаться и, в конце концов, у современных уже окончательно зафиксировалась и сделалась обязательно им присущей та извращенная функция, благодаря которой всякие возникающие в них импульсы, в смысле стремления к эволюции, в самом корне уже автоматически парализовываются и которую они сами называют «сексуальностью» [«сексуализм»] (Гюрджиев «Рассказы Вельзевула»)

 

*45  Смотри

 

*46  «Если юноша, не достигший зрелости, позволит себе удовлетворить свою страсть, с ним произойдет то же, что с небезызвестным Исавом, который продал за чечевичную похлебку право первородства.» (Г. Гюрджиев. «Встречи с замечательными людьми»). Более подробно об этом в связи с механизацией мышления Г. И. пишет в «Рассказах Вельзевула»

 

*47  Именно эта энергия предназначена, в частности, служить материалом для кристаллизации высших тел человека, его души. Поэтому любые злоупотребления и извращения в этой сфере нарушают вложенный в организм человека тонкий механизм и тем самым закрывают для него возможности духовного совершенствования и бессмертия. Гюрджиев говорил: «Опять же следует помнить, что только человек, вполне нормальный в области половой жизни, может иметь какие-то шансы в работе; любого рода «оригинальничанье», странные вкусы, необычные желания или, наоборот, страхи и постоянно действующие «буфера» должны быть преодолены с самого начала. Современное воспитание и современная жизнь создают великое множество половых психопатов. Они не имеют никаких шансов в работе.» (П. Успенский. «В поисках чудесного» гл. 12)

 

*48  См. «Акико» В. Пелевина

 

*49  Не исключено, что те, кто наверху именно к этому и стремятся вполне осознавая результат (правда, осознавая для других, но не для себя :). Иногда, глядя на то, что происходит с экономикой в США, в голову приходит дикая мысль: может, то, что видишь – результат намеренных действий? Может быть, кому-то, кому это явление ничем лично не грозит, просто выгодно обнищание своих соградждан, приближающее их к какой-то неведомой большинству цели? Вроде бы чушь, но кто знает... Сталин, например, был заинтересован в гибели миллионов крестьян потому, чтобы это подтверждало его теории и пр.

 

*50  М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

 

*51  «Ведь даже богатство, к которому всю жизнь стремится человек, в наши дни означает не подвалы, где лежат груды золота, а совершенно бессмысленную для непосвященных цепочку нулей и единиц, хранящуюся в памяти банковского компьютера, и все, чего добивается самый удачливый предприниматель за полные трудов и забот годы перед тем, как инфаркт или пуля вынуждают его перейти к иным формам бизнеса, это изменения последовательности зарядов на каком-нибудь тридцатидвухэмиттерном транзисторе из чипа, который так мал, что и раглядеть-то его можно только в микроскоп.» (В. Пелевин. «Святочный киберпанк»)

 

*52  В. Пелевин . «Empire V»

 

*53  Еккл. Гл. 5

 

*54  ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Воображение в высших центрах

 

*55  Еккл. Гл. 12

 

*56  М-ф «Прежде мы были птицами»

 

*57  Впрочем, для многих рабство не так уж страшно. А немало и таких, которые были бы даже им довольны, при условии если у них «есть и кровля и еда». Люди все больше теряют жажду свободы, а само их представление о свободе становится все больше мелким и будничным. (В чем и состоит одна из целей воздействия на их умы). Тем отраднее, когда встречаешь произведения, в которых ощущается тоска автора по Свободе, тяга к ней. Вкус этого есть, в частности, в книгах Виктора Пелевина, в песнях Владимира Высоцкого. Из всех песен Высоцкого я с юности больше всего любил его «Охоту на волков» и был обрадован, сравнительно недавно узнав, что сам автор назвал ее своей любимой песней.

   В общем, нас устраивает рабство. Не быть нам достойными надписи, начертанной на могиле моего замечательного земляка Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал»...

 

*58  Пс. 89:4

 

*59  «Новое возникновение из прежде возникших через «Харнелмиацнел», процесс которого осуществляется тем, что высшее сливается с низшим, чтобы вместе осуществить среднее и этим самым сделаться или высшим для предыдущего низшего, или низшим для следующего высшего». (Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 39)

 

*60  Втор. 8:3

 

*61  «Обращение к Богу «Жизнедавче» (Божественная литургия). «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наши.» (Молитва Святому Духу)

 

*62  «Голем оказался глиняным чурбаном в ту же секунду, как таинственные буквы жизни были вынуты из его рта» (Густав Майринк. «Голем»)

 

*63  ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Бог и молитва

 

*64  Мф. 6:11

 

*65  Мф. 6:21

 

*66  Говоря более строго, для построения высших тел идут не только те субстанции, которые человек имеет или в состоянии произвести. Их материалом являются и высшие божественные эманации, присутствующие всегда и всюду. Задача человека – их впитать и кристаллизовать. Но для того, чтобы быть способным это сделать, он должен уже иметь в себе нечто достаточно высокое, что их притянет и удержит. Вспоминается алхимический девиз, приписываемый Раймунду Люллию, что для того, чтобы делать золото, необходимо уже иметь некоторое количество золота. (Аналогия с инвестициями :)

 

*67  Одной из функций Традиции (Tradition, Пре-дание, Пере-дача)  является питание людей высшей

энергией, являющейся носителем сознания. Поскольку влияния эти драгоценны, питание такого рода

возможно только для ограниченного числа людей, обладающих определенными качествами. Это –

те, кто в перспективе смогут быть способными сохранить и приумножить полученное наследие (уже

упоминавшаяся евангельская притча о талантах). 

   Помощь Традиции осуществляется по строго определенным каналам, а именно, через духовно 
развитых людей. Те, в свою очередь, получают ее от еще более развитых, и так далее. Звеньев в 
каждой такой цепи всего несколько. Многие из них уже давно (по нашим меркам) закончили свой 
земной путь. В целом система питания свыше представляет собой как бы перевернутое дерево 
(древнеиндийская Ашваттха). С течением веков какие-то ветви отмирали, вырастали новые. 
Считается, что в настоящее время у оснований главных живых ветвей стоят Будда, Моисей, Христос и 
Мухаммад. (Остальные ветви нынче во многом потеряли питающую способность). То есть существуют 
четыре главных Пути. Это – одна (хотя не единственная) из действенных, а не формальных причин, 
почему важна религиозная принадлежность. Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и да 
приветствует!) приписывают изречение: 
«Только Бог дает, а я всего лишь распределяю». (Цит. По кн.: Идрис Шах. «Караван грез»). 
Евангелие гласит: 
«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через 
Меня.» (Ин. 14:6). 
Аналогично и в иудейской традиции:
«Рабби Мордекай из Леховиц сказал своим ученикам: 'Цаддик не может сказать ни одного слова 
учения пока он сперва не соединит свою душу с душой своего умершего учителя или учителя 
своего учителя. Только тогда звено соединяется со звеном, и учение течет от Моисея к Иисусу, 
от Иисуса к старейшинам [старцам], и так далее к собственному учителю цаддика, а от его 
учителя – к нему’». (Мартин Бубер. «Хасидские предания»). 
   Эта иерархия просветленных существ и есть подлинная Церковь, которую «не одолеют адовы 
врата». А вовсе не структура священнослужителей, хотя по замыслу  они могли совпадать...
    И хотя очевидно, что по большому счету, в масштабе всей планеты деятельность основателей 
великих религий не привела в желаемому результату, но в течение тысячелетий пламенная вера, 
завещанная Мухаммадом, стойкая надежда, принесенная Моисеем и несмотря на все испытания 
живущая в сердцах сынов Израиля, безграничная любовь Христа и вселенское сострадание Будды 
питали и продолжают питать миллионы и миллионы людей.

 

*68  См. Историю об Абдаллахе земном и Абдаллахе морском в «Книге 1001 ночи»

 

*69  Еккл. Гл. 6

 

*70  «В жизни человечества бывают периоды, когда массы народа начинают непоправимо 
уничтожать и разрушать всё то, что создавалось веками и тысячелетиями культуры. Эти 
периоды, в общем, совпадают с началом упадка культуры и цивилизации; такие периоды 
массового сумасшествия, нередко совпадающие с геологическими катаклизмами, изменениями 
климата и тому подобными явлениями планетарного характера, освобождают огромное 
количество знания. Это, в свою очередь, вызывает необходимость в работе по собиранию 
знания, которое иначе будет утеряно. Таким образом, работа по собиранию рассеянной 
материи знания часто совпадает с началом разрушения и крушения культур и цивилизаций.
   Данный аспект вопроса ясен. Толпа не желает знания и не стремится к нему, а её вожди в 
собственных интересах стараются усилить её страх перед всем новым и неизвестным, её 
нелюбовь к новому. Рабство, в котором живёт человечество, основано на этом страхе. Трудно 
даже представить себе весь ужас подобного рабства. Мы не понимаем, что теряют люди. Но для 
того, чтобы понять причину этого рабства, достаточно увидеть, как живут люди, что 
составляет цель их существования, предмет желаний, страстей и устремлений, о чём они 
мечтают, о чём говорят, чему служат и чему поклоняются. Подумайте, на что тратит деньги 
современное культурное человечество, даже оставляя в стороне войну; подумайте, что 
требует наивысших расходов, где собираются самые большие толпы народа. Если мы хоть на 
мгновение поразмыслим над этим вопросом, нам станет ясно, что человечество в его нынешнем 
состоянии, с теми интересами, которыми оно живёт, не может ожидать чего-то большего по 
сравнению с тем, чем оно обладает.» (П. Успенский. «В поисках чудесного» гл. 2). 

 

*71  Мф. 13:12

 

*72  Важным для понимания является факт, что отрицательные и положительные эмоции не просто противоположны по «знаку», но имеют различную природу. Отрицательные формируются в основном как результат подражания поведению других людей – в жизни, кино, книгах и пр., в то время как положительные эмоции присущи человеку изначально (в этом одно из отличий эмоционального центра от инстинктивного, отрицательные проявления которого - боль и пр. - являются «законными»). Действие эмоций на организм человека тоже различно: положительные эмоции заряжают нас ценной энергией, а отрицательные энергию растрачивают (сразу или в конечном счете), что легко наблюдается.

 

*73  ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Страдание и Работа

 

*74  См. Притчу Идриса Шаха «Человек и улитка»

 

*75  Рафаэль Лефорт. «Учителя Гурджиева» гл. 8

 

*76  «Как поддерживается существование человека» (Идрис Шах. «Мыслители Востока»)

 

*77  Перемещение под влияние 96 групп законов вместо 48

 

*78  И действительно, мой мальчик, ввиду совершенного отсутствия хороших патриархальных обычаев и благодаря их пресловутому «воспитанию», современные существа этого материка [Америка] уже окончательно превратились в так называемых «автоматов» или в живых механических кукол.

В настоящее время уже любой из них может оживляться и внешне проявлять себя только тогда, если у него случайно нажмутся соответствующие, так сказать, «кнопки» тех уже имеющися в нем запечатлений, которые механически воспринимались им в течение всего его подготовительного возраста. (Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 42)

 

*79  См. Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 39

   Примером этого может являться сексуальная энергия человека. Накопившись в организме, она должна или эволюционировать и быть сублимированной, или удалена из него (нормальным путем через секс, или ненормальным через использование ее для интенсивной работы других центров). Не будучи сублимированной или удаленной, о необходимости чего природа человека властно напоминает, эта материя инволюционирует до более низких субстанций, которые отравляют организм и расстривают ряд его функций, физических и психических («портится характер» и пр.)

 

*80  В. Белинский

 

*81 

- В каком отношении к разуму Солнца находится разум Земли? – спросил я.
- Разум Солнца божественен, - отвечал Гурджиев, - но и Земля может стать такой же; только это, разумеется, не гарантировано, и Земля может умереть, ничего не достигнув.
- От чего это зависит? – спросил я.
Ответ Гурджиева оказался довольно неясным.
- Существует определенный период, - сказал он, - для того, чтобы сделать известную попытку, некоторую вещь. Если к какому-то времени то, что должно быть сделано, не будет сделано, Земля может погибнуть, не достигнув того, что она могла бы достичь.
- А известен ли этот период? – опять спросил я.
- Известен, - ответил Гурджиев, - но людям знать его бесполезно. Это было бы даже хуже. Одни поверили бы, другие нет, третьи потребовали бы доказательств. Затем принялись бы разбивать друг другу головы. Ведь у людей все кончается этим.

                                   (П. Д. Успенский. «В поисках чудесного».)

 

*82  Мф. 3:10

 

*83    

22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. 23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? 25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? 26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие. 27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. 29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. 30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. 31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. 33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место. (Быт. 18:22-33)

   Примечателен также эмоциональный накал беседы. Передано волнение «друга Божьего» Авраама, насколько важна для него была судьба людей. (Cовсем как для нас деньги, правда?)

 

*84  ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Спаситель

 

*85  Мф. 3:9

 

*86   «Незнайка-художник»

 

*87  Контроль входит в силу (телефон, SMS, интернет): смотри

 

*88  Смотри

 

*101  Цит. по кн. Идрис Шах. «Мыслители Востока»

 

*102   Судьба и случай зависят от масштаба рассмотрения. То, что на одном уровне выглядит как случайность, на более высоком может быть проявлением судьбы или следствием (прямым или косвенным) чьего-то намерения. И то, что на одном уровне является судьбой, тоже может быть следствием воли более высокого плана.

 

*103  «Но примешь ты смерть от коня своего»... Волхв мог знать или не знать детали, которые его лично могли не интересовать. Но вопрошавший получил правдивый ответ. Другое дело, мог ли князь извлечь из этого пользу...

 

*104  И хотя ум такого человека даже может быть слабее ума того, кто имеет более развитый и сильный интеллект, у него может сильнее развита интуиция, проявление которой как раз и необходимо для данной ситуации.

 

*105  Не следует забывать, что эта аналогия, как и любая, имеет ограниченную применимость.

 

*106  Правда, власть и руководство – не всегда одно и то же. Руководитель государства может быть просто пешкой, марионеткой в руках некой группы (числом ≥1) и осуществлять их волю. В таком случае властью являются те, кто заказывают музыку.

 

*201  “Patriotism is the last refuge of a scoundrel”. (Dr. Samuel Johnson)

 

*202  Наоборот, пропаганда нередко подавляет инстинкты и старается убедить нас, что патриотизм важнее родства. Достаточно вспомнить всенародную пропаганду «подвига» отцеубийцы Павлика Морозова.

 

*203  П. Успенский. «Разговоры с дьяволом»

 

*204 

«Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

 

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он...»

            (А. Пушкин. «Поэт»)

 

   Ну и припев: «Я вам не скажу за всю Одессу...» :)

 

   И роют исследователи, роют, составляют толстые биографии, пытаясь понять, что могло послужить толчком к гениальности Пушкина, Моцарта и др., как события внешней жизни связаны с их талантом, и т. д. Пытаются, но не могут... Да и какой ответ можно получить на неправильно поставленный вопрос?

 

*205  «Благодаря упомянутому ... свойству, там в настоящее время стало уже естественным и как бы закономерным, чтобы всегда или самим влиять или находиться под влиянием другого.» (Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула»)

 

*206  Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 31

 

*207  О сходной вещи говорил и А. Шопенгауэр: «Кому нечем гордиться, тот гордится своей национальностью»

 

*301  «Американцы», «американцы»... Ну что – американцы? Тоже несчастные, замороченные и в общем-то, такие же бесправные, как русские. Они тоже хотят жить по-человечески и растить детей, а не пушечное мясо. (Я еще не встретил ни одного американца, который был бы за войну. Ну и на что это влияет? Все равно в Америке, как и в России, все будет делаться в угоду кучке безумцев.) Еще понятно, когда на них все валят те, кому за эту работу в России платят зарплату. Но поражает тупость обывателей, которые как попугаи вторят штатным крикунам, цель которых – отвести людям глаза, чтобы они не поняли, кто причина их жалкого состояния, и вместо этого винили американцев, евреев, и пр. Господи, сами рабы-рабами, но проще ругать кого-то за океаном, чем пошевелить мозгами. Ну что ж, для того и существует пропагандистская машина...

 

*302  Несколько фрагментов, приведенных у свящ. Якова Кротова

 

*303  «Абу Йазид, да помилует его Аллах, сказал: “Я увидел, что дальше всех от престола Господа те, кто считает себя более близкими”.» («Свет наук»)

 

*304  А ведь говорят: «святой отец», а то и «Ваше Святейшество». Кощунство...

 

*305  Диагноз ему поставил сам знаменитый Бехтерев, за что, как считается, и был отравлен по приказу Кремля. Да, отравление как метод устранения нежелательных людей, широко распространенный в Средние века, возродился в наше время :)

 

*306  В сущности, «православие» и подразумевает, что мы, мол, правильно славим Бога. Неявно вытекает, что остальные славят неправильно. Как будто формальная сторона, догматы имеют какое-то значение для веры... Искреность, чистое сердце – вот идеал, стремясь к которому человек приближается к возможности назваться христианином. А чтобы доподлинно узнать, имеет ли вообще какую-то реальность сама постановка вопроса, от Отца ли Святой Дух, или от Отца и Сына, нужно пройти длинный путь...

   Что же касается превосходства одной религии над другой, то у Творца и его Посланников было достаточно мудрости, чтобы предоставить наиболее оптимальный путь ко спасению различным народам в различные эпохи. Также, разумные существа на других планетах тоже должны иметь представление о Творце и возможность его славить. Трудно предположить, чтобы для этого им непременно нужно было быть последователями одной из земных религий...

 

*307  Абсурдность веры в исключительность «своего» хорошо видна в США, где каждый  может организовать свою «религию» и проповедовать что пожелает. В результате здесь имеется колоссальное количество религиозных течений всевозможного рода, практически каждое из которых так или иначе настаивает на своем превосходстве.

 

*308  «Сказки 1001 ночи» 632, 649.

 

*401  Кстати об Англии. Не так давно был торжественно посвящен в рыцари (!) известный педераст музыкант Элтон Джон. Во дела... Что же, каковы рыцари, такова и монархия, и наоборот.  

 

*402  «... тамошние Демократы, случайно занимающие места власть-имущих существ, не имеют в себе никакого наследственного предрасположения к инстинктивному умению управлять другими и поэтому они уже совсем не в состоянии мочь руководить существованием существ, попавших под их власть.» (Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 43)

 

*501  «Но теперь этот мир имел в себе что-то чрезвычайно тягостное, представал невероятно пустым, бесцветным, безжизненным. Казалось, всё в нём стало деревянным, как если бы он был гигантской деревянной машиной со скрипучими деревянными колесами, деревянными мыслями, деревянным настроением и деревянными ощущениями. Всё было страшно медленным, всё едва двигалось или двигалось с тоскливым деревянным скрипом. Всё было мёртвым, бездушным, бесчувственным. Они были ужасны, эти минуты пробуждения в нереальном мире после пребывания в мире реальном, в мёртвом мире после живого, в мире ограниченном, рассечённым на куски, после мира целостного и бесконечного.» (П. Успенский. «Новая модель Вселенной»).

 

*601  Имам Бакир

 

*602  «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за 
богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не 
написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин. 10:33-34)

 

*603  порядка 12 и 6 по шкале Г.И., в то время как наши обычные эмоции имеют дело только с субстанциями 24, а логический ум с 48

 

*604  Двойное сокращение «Таблицы Водородов»?

 

*605  Идрис Шах. «Правильные пути»
        Гюрджиев на первой странице «Рассказов Вельзевула» пишет об условиях (необходимых, но не 
обязательно достаточных :) того, что молитва может быть услышана «Высшими Силами». Заметим, 
не Творцом, а Силами! От нас до Творца – слишком далеко, мы слишком мелки, и наши молитвы 
тоже. На отсутствие горячей воды не жалуются президенту страны... В книге есть примеры того, как 
некотрые мольбы или петиции были повергаемы к стопам Его Бесконечности, но посмотрите, кем!

   Да и на более низком уровне... Для «друга Божьего» (если Бог – это та Сила, которая может

услышать мольбу человека), конечно, все иначе, но к нам это не относится. Мы, такие как мы есть, по-

настоящему не способны быть другом даже человека, не то что Бога. И не удивительно. Как сказал

Ницше: «Если ты раб, то не можешь быть другом». А мы – рабы, но не Бога, а всего, что нас

окружает...

   (Кстати, прекрасные суфийские истории, связанные с понятием «друга Божьего», приведены в

книгах Идриса Шаха.)

 

*606  Ф. Питерс. «Детство с Гурджиевым»

 

*607  Только истинно верующий человек мог написать с такой силой. А еще находятся ханжи и глупцы,

упрекающие Булгакова из-за Воланда и прочей «дьявольщины» в «Мастере» в недостаточной, видит

ли, с их точки зрения религиозности. Сами, по-видимому, не способные испытывать сильные

религиозные чувства, они судят о вере с позиции куцего разума. Как писал И. Абашидзе: «О, это

бессердечье,— в сравненье с ним само безбожие ничто

   Заодно хочу отметить и тот факт, что претензии в отсутствии религиозности предъявлялись 
Гюрджиеву. Одно только то, что главный герой его книги носит имя Вельзевула... Однако, при 
беспристрастном рассмотрении можно видеть всю беспочвенность таких упреков. Даже с точки 
зрения формальной религии, Георгий Иванович был и оставался православным христианином. Он и 
похоронен был как христианин. Что сатанизм и его адепты были для него мерзостью, видно хотя бы 
из эпизода с Кроули. А то, что часть своего обучения Г. проходил среди мусульманских суфиев, никак 
не говорит о каких-либо изменениях в области религии. Суть суфийского обучения – в передаче 
Знания, поэтому суфизм выше формальной религии и может работать в рамках любой из них. 
   И дело даже не в формальной стороне. Достаточно почитать «Рассказы Вельзевула», чтобы 
увидеть, что вся книга выражает и проповедует любовь к Творцу, исполнение Его воли, помощь Ему 
всеми силами. И сострадание Ему... Это книга написана подлинно верующим человеком, она выше 
догматических представлений религиозных обывателей.

 

*608  Идрис Шах. Земля Истины.

         Хотя может показаться преувеличением утверждение, что одно искреннее и чистое желание может изменить жизнь человека, это именно так.

 

*609  Мф. 5:6

 

*610  Г. Майринк. «Ангел Западного окна»

 

*611  «Передают, что у Бога на земле есть некий раб. Когда он поминает Бога, львы в пустыне начинают дрожать и начинают мочиться от страха перед Господом, а ангелы на небесах впадают в трепет.» («Свет наук»)

 

*612  Гал.3:27

 

*701    Г. Майринк. «Голем»

 

*702  В общем случае, трансформация эмоций может быть различного масштаба и происходить не только от собственных усилий. Можно вспомнить, в частности, преображение Савла в апостола Павла и пр. Или вот поэтическое описание переживания аналогичной ситуации:

«И как громом ударило

В душу его, и тотчас

Сотни труб закричали

И звезды посыпались с неба...»

(Н. Заболоцкий. Это было давно)

 

*703  «Мои первые недели в Приере были неделями подлинного страдания. Мне сказали копать,а поскольку у меня годами не было настоящего упражнения, я так сильно страдал физически, что обычно уходил в свою комнату, похожую на келью, и буквально плакал от усталости. Никто, даже Гурджиев, не подходил ко мне. Я спрашивал себя: «Разве для этого я отказался от всей своей прежней жизни?» По крайней мере, тогда у меня что-то было. Что же у меня есть теперь?» Когда я дошел до полного отчаяния, чувствуя, что больше не выдержу, я дал себе зарок сделать дополнительное усилие, и тут же что-то во мне переменилось. Вскоре мне стал нравиться тяжелый труд, и неделю спустя ко мне подошел Гурджиев и сказал: «Теперь, Орейдж, я думаю, хватит копать. Пойдемте в кафе и выпьем кофе». С этого момента все стало меняться. Это было мое первое посвящение. Все прежнее миновало». (Орейдж по книге: К. Нотт. «Дневник ученика»)

 

*704  Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 48.

   Тем не менее, вину за неудачу нельзя возлагать только на окружающих. Ведь, в конечном счете, сам Г. не смог правильно рассчитать последствия своих действий. Методика использования отрицательных эмоций, хотя и может дать ускоренный результат, является достаточно опасной для обеих сторон и требует не только большой тщательности, но и избирательности в ее применении, чего Георгию Ивановичу, по-видимому, не хватило, несмотря на его большие способности и знания. И это при том, что он обладал довольно развитым интуитивным видением...

   Печально, что некоторые самозванные и недобросовестные «учителя», считающие себя последователями Гюрджиева, не обладая и десятой долей его достоинств, пытаются использовать фрагменты этого метода – намеренное вызывание у других людей отрицательных эмоций – для «развития» своих подопечных или для «помощи» им, тем самым нанося их психике скрытый, но серьезный вред, а для себя создавая результаты, за которые им придется дорого платить.

 

*801   Хочется еще добавить: огонь :)... В определенном смысле и это верно, если со стихией огня ассоциировать солнечные лучи, ставшие во многом вредоносными из-за «озоновой дыры».

 

*802  «Но самое трудное в мире – такое рожденье» (Бхагавадгита).

       В христианстве почитание Девы Марии во многом основано на понимании ее совершенства, хотя пункт «непорочного зачатия» - это, по-видимому, результат ханжеского отношения к сексу как чему-то «греховному». Не случайно же Иисус называл себя «сын человеческий». И поскольку для рождения плотского тела (а у Господа оно все-таки было) необходимо участие на материальном плане всех трех сил, святость которых первоначальна, пренебрежение догматом непорочности веру никак не ущемляет.

   Что же касается секса, то поскольку он имеет дело с циркуляцией высокой энергии и был предназначен Природой для воплощения нового существа, то он, при правильном отношении, не только не является чем-то греховным, но является священным процессом...

   Кстати, любопытно посмотреть на существующие толкования слов «без истления Бога Слова рождшую» из молитвы Божьей матери. На этот счет нет единого мнения, мне встретились три основных толкования: а) без болезни; б) без нарушения девства (или, может быть, с его чудесным восстановлением); в) с сохранением чистоты, что трактуется в том смысле, что Ей даже не нужно было очищение после родов.

   Что касается первого толкования, то оно не понятно и расплывчато. В каком смысле «без болезни»? Без крови? Ну а что плохого в закономерном истечении крови? Может, и пуповина не должна прерываться? Или почему без боли? Боль как таковую могут убрают анестезия, гипноз, что особенно ценного в ее отсутствии? Если на то пошло, то с духовной точки зрения более важным явялется не отсутствие боли, а ее преодоление.

   Второе толкование не очень уместно, потому что скорее относится к зачатию, а речь в молитве идет о рождении. Его конечно можно принять по принципу “Credo quia absurdum”, но ведь разум человеку тоже был дан Свыше и навряд ли стоит стараться принципиально противопоставлять его вере. Лучше по возможности искать их синтеза.

   Третья трактовка несколько обескураживает. Закономерный срок очищения в 40 дней установлен Природой для изменения состояния существа (40 дней очищения от предыдущего брака в исламе, 40 дней после смерти знаменуют отделение одной из оболочек и т.д.), в частности, чтобы помочь организму перестроиться. Это космический закон. Организм женщины после родов очищается не только от результатов тяжелых вибраций, остающихся после физических страданий (предположим, что в рассматриваемом случае ими можно пренебречь), но и от ряда вредных веществ, неизбежно присутствующих при таком важном процессе.

   Но для чуда совершенства Богоматери объяснение может быть более естественным. При рождении женщина приносит жертву, лишаясь значительной части высших субстанций: а) отдавая их младенцу; б) теряя с кровью, плацентой и пр. при родах; в) при кормлении ребенка. В среднем, на восстановления ущерба уходит два года. И то, речь идет больше о физической стороне, а что касается высших энергий, то без умения их восстанавливать ущерб часто остается. Это и есть то, что Дон Хуан у Кастанеды называл «потерей острия» - т.е. самой главной и тонкой части существа.

   В случае же Божье Матери, я полагаю, восстановление высших материй могло произойти очень быстро, может быть даже в течение 40 дней. (Вполне возможно, что она получила их через благодать, - т.е. как дар Свыше.) Поэтому и после рождения Господа она осталась столь же совершенной, сколь и была, «без истления».

   Проблема в том, что «официальное» богословие рассматривает явление, относящееся к наиболее высокой части человека, духу, слишком примитивно, материалистично. Природные вещи требуют природного рассмотрения, а духовные - духовного. «Кесарево кесарю, а Божие Богу».

   Можно было бы развернуть это более подробно, но уж совсем в сторону от темы...

 

*803  См. Идрис Шах. «Небесное яблоко»

 

*804  В этом смысле оправдано называние Мухаммада «Печатью Пророков» в том смысле, что он был последним из них. Из Посланников такого уровня он и был последним.

 

 

 

К тексту