К тексту

 

 

 

3. Почем опиум для народа?

 

Не можете служить Богу и маммоне

                                                Мф. 6:24

 

   Средствами массовой информации широко распространяется мнение, что в России, дескать,

возрождается религия. А как же? Посещаются храмы, туда-сюда с помпой переносятся мощи... Все

зависит от того, что понимать под религией.

 

   С понятием религии наиболее часто связывают: а) веру в смысле особого чувства (эмоции),

долженствующего иметь большую важность в жизни человека; б) форму вероисповедования

(например, православие, шиизм, и пр.) и в) церковь, людей, профессионально связанных с

отправлением религиозных обрядов (служб, таинств).

 

   Если говорить о вере, то, на мой взгляд, происходит совершенно обратное: религиозная вера как раз

ослабляется, в то время как все больше усиливается вера в деньги. В сознании многих людей в

деньгах заключена такая сила, с которой конкурировать чему-то другому просто невозможно.

 

   Что касается православия, то да, в определенном смысле больше людей примкнуло к формальной

стороне религии: ходят в церковь, говорят о религии и т. д. Но какова ценность формы, если уходит

содержание? Притом, многие вещи нынче навязываются искусственно. Например, на некоторых

работах сотрудникам, наряду с такими шаблонами поведения, как всяческое поношение Америки и

американцев (*301), рекомендуется (!), носить кресты, причем чем более они заметны, тем лучше. (А

почему тогда уж не с портретиком вождя?). Так материальная зависимость диктует религиозные

формы... Будем называть это современным православием?

 

   А вот церковь действительно переживает период возрождения в смысле увеличения популярности,

авторитета, количества прихожан, притока денег и пр. Ничего удивительного в этом нет. В свое время

власти вполне разумно рассудили, что вместо того, чтобы устраивать гонения на РПЦ, лучше взять ее в

союзники – ведь она прежде являлась хорошим орудием пропаганды и такой вполне мирской идеи,

как покорность власть имущим. Сказано – сделано. Верхушка в доле, средней части тоже

предоставили возможность обогащаться, а остальные... остальные служат, как и в любой

организации, выполняя волю начальства. А куда деваться? Это не такая работа, уволившись с

которой, легко найдешь другую ей подобную. Таким образом эта машина подключилась к

пропагандистскому шабашу и наряду с религиозными идеями, проповедует желательность, а то и

необходимость повиновения властям – как церковным, так и светским.

 

   Впрочем, я вовсе не собираюсь ставит знак минуса перед всеми служителями церкви. Среди них не

может не быть немало вполне достойных людей, особенно в низах. Встречаются и выдающиеся люди.

Какое-то время тому назад случайно встретил отрывки из воспоминаний свящ. Виталий Сомова о

свящ. Владимире Смирнове (*302). Немного слов, но как проникновенно. Прекрасно, что среди нас

жил такой человек. Несомненно, были и есть и другие замечательные служители церкви. Но это

касается обычных священников, батюшек. Чем выше по лестнице церковной иерархии, тем достойные

люди должны попадаться реже (*303). И это не удивительно, потому что, как уже говорилось,

управляют худшие представители рода человеческого. А характер организации – светский или

религиозный – в данном случае не важен.

 

   Раз уже речь зашла о служителях, хочу обратить внимание на следующее. Нередко бытует мнение,

что священники и другие религиозные профессионалы – не такие люди, как миряне. Лучше, что ли...

Чище... («Святее» язык не поворачивается сказать (*304). Вследствие этого они окружены как бы

ореолом...

   В действительности они такие же, как и все другие, со своими достоинствами и недостатками. И не

зря народ приклеивал к священнослужителям такими типичные для них характеристики, как скупость,

жадность, чревоугодие и пр. При этом вовсе не факт, что «попы» в массе могли быть, скажем, жаднее

других людей. Возможно, людям просто хотелось, чтобы те, кто в их глазах «ближе» к светлой части

жизни, были лучше и чище. А может быть это были отголоски, дошедшие до нас о периодах, пусть

кратких, когда священниками в действительности были только лучшие люди (бывало и такое). Но, как

бы то ни было, определенные негативные характеристики утвердились за священнослужителями, и не

зря.

   Впрочем, это грехи плоти, а бывали вещи и пострашнее. Инквизиция, например. Или в России

(точнее, в Советском Союзе), во время оно, когда страной правил параноик (в медицинском смысле)

Сталин (*305), священникам вменялось в обязанность доносить на свою паству... Какой грех гнуснее

злоупотребления тайной исповеди, а значит и таинством покаяния? А ведь многие шли на это – из

страха, желания благополучия и т. д.  

   С другой стороны, было немало и таких, которые не могли предать веру, отказывались от шпионства

и становились жертвами репрессий. Но, страдая или лишаясь жизни ради Господа, они, подобно

первым христианам, тем самым стяжали мученический венец и приобщились Жизни Вечной...

 

   Но, опять-таки, ведь и среди мирян было, наверняка, немало таких, которые защищали свою веру.

Взять хотя бы историю с нашумевшим в свое время стихотворением «Послание 'евангелисту’ Демьяну

Бедному», написанным, как сравнительно недавно оказалось, неким Николаем Горбачевым. Я читал

его в юности и, как и другие, считал автором Есенина. Бедный тогда был еще в фаворе и известным

поэтом (позднее он послужил частичным прототипом булгаковского Ивана Бездомного). Горбачев не

побоялся выступить против публикации демьяниного пасквиля в самой «Правде», закончив свое

«Послание» чисто по-русски: «Тебя к ...... матери послав при этом». Это Горбачеву даром не прошло,

он получил «путевку» на Соловки (хотя еще легко отделался, благо это были только двадцатые годы, а

не тридцатые).

 

   В общем, я хочу сказать вот что. Вера – дело внутреннее, это дело человека и Господа, дело

Совести. А священники, как бы то ни было, – извне. Они делают свое дело, служат, кто более

добросовестно, кто менее, получают за это зарплату и спасибо им. И было бы ошибкой наделять их

более превосходными качествами или быть к ним излишне требовательными. «Хороший» ли

священник или «плохой» - не важно, потому что благодать – от Господа, а личные качества

посредника в данном случае так же мало влияют, как характер почтальона – на содержание

принесенного им письма. Конечно, хотелось бы большей гармонии и в этом, но... люди есть люди.

      Естественно, то же относится и к другим формам христианства. Да и не только к христианству...

 

   Другой стороной религиозной пропаганды является утверждение и подчеркивание правильности и

исключительности своей веры и своей формы вероисповедования. Мы, мол, верим правильно и

спасемся, а другие (неверные, еретики) заблуждаются и погибнут. В смысле все равны, но некоторые

ровнее (*306).

 

   Причина того, почему столь многие попадаются на эту удочку, заключается, как ни странно это может

звучать, в слабости их веры, хотя это часто трактуется обратным образом. Из-за этой слабости люди

ищут поддержку во внешних вещах. Им нужно считать, что их способ верования самый лучший. Это так

же важно, как ездить в хорошей машине, хорошо одеваться, жить в хорошем месте или иметь

хорошего адвоката. (В общем, нужен лозунг «Верной дорогой идете, товарищи» с дедушкой

Лениным, машущим ручкой. Для уверенности...) Чем чаще это будут нам повторять, тем спокойнее.

Потому что если вдруг у кого-то тоже правильно, и совсем другое, то может появиться неуверенность,

страшок «А тому ли я дала?» Нет, нет, прочь сомнения! Я на правильном пути, а они все блуждают в

потемках (*307).

 

   Но убеждение в исключительной правильности своей религии ведет к религиозной нетерпимости и

фанатизму. Так мы приходим к миссионерству, насаждению религии силой. Св. Патрик, утверждение

ислама в Индии и пр. Огнем и мечом... («Если они примут ислам, то спасутся, а если откажутся,

то мы сожжем их огнем.» ... «И привели его пред лицо царя Гариба, и тот предложил ему принять

ислам, но аль-Джаланд отказался, и Гариб приказал распять его на воротах города, а потом в

него бросали стрелы, пока он не стал точно еж(*308).

 

    Люди чувствуют дискомфорт, слыша критику в адрес своей церкви и  ее деятелей. Нет, только не это,

жена Цезаря вне подозрений. В то время как крепкая вера основана на личной, эмоциональной

связи человека с Высшим и никак не зависит от репутации чиновников от религии, священнослужителей.

 

 

                                            Примечания

 

*301  «Американцы», «американцы»... Ну что – американцы? Тоже несчастные, замороченные и в общем-то, такие же бесправные, как русские. Они тоже хотят жить по-человечески и растить детей, а не пушечное мясо. (Я еще не встретил ни одного американца, который был бы за войну. Ну и на что это влияет? Все равно в Америке, как и в России, все будет делаться в угоду кучке безумцев.) Еще понятно, когда на них все валят те, кому за эту работу в России платят зарплату. Но поражает тупость обывателей, которые как попугаи вторят штатным крикунам, цель которых – отвести людям глаза, чтобы они не поняли, кто причина их жалкого состояния, и вместо этого винили американцев, евреев, и пр. Господи, сами рабы-рабами, но проще ругать кого-то за океаном, чем пошевелить мозгами. Ну что ж, для того и существует пропагандистская машина...

 

*302  Несколько фрагментов, приведенных у свящ. Якова Кротова

 

*303  «Абу Йазид, да помилует его Аллах, сказал: “Я увидел, что дальше всех от престола Господа те, кто считает себя более близкими”.» («Свет наук»)

 

*304  А ведь говорят: «святой отец», а то и «Ваше Святейшество». Кощунство...

 

*305  Диагноз ему поставил сам знаменитый Бехтерев, за что, как считается, и был отравлен по приказу Кремля. Да, отравление как метод устранения нежелательных людей, широко распространенный в Средние века, возродился в наше время :)

 

*306  В сущности, «православие» и подразумевает, что мы, мол, правильно славим Бога. Неявно вытекает, что остальные славят неправильно. Как будто формальная сторона, догматы имеют какое-то значение для веры... Искреность, чистое сердце – вот идеал, стремясь к которому человек приближается к возможности назваться христианином. А чтобы доподлинно узнать, имеет ли вообще какую-то реальность сама постановка вопроса, от Отца ли Святой Дух, или от Отца и Сына, нужно пройти длинный путь...

   Что же касается превосходства одной религии над другой, то у Творца и его Посланников было достаточно мудрости, чтобы предоставить наиболее оптимальный путь ко спасению различным народам в различные эпохи. Также, разумные существа на других планетах тоже должны иметь представление о Творце и возможность его славить. Трудно предположить, чтобы для этого им непременно нужно было быть последователями одной из земных религий...

 

*307  Абсурдность веры в исключительность «своего» хорошо видна в США, где каждый  может организовать свою «религию» и проповедовать что пожелает. В результате здесь имеется колоссальное количество религиозных течений всевозможного рода, практически каждое из которых так или иначе настаивает на своем превосходстве.

 

*308  «Сказки 1001 ночи» 632, 649.

 

 

 

К тексту