К тексту

 

 

 

5. Но не видит ничего, что под носом  у него

 

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас

                                            (Мк.13:5)

 

   Так как я уже дважды упоминал Даниила Адреева, считаю уместным высказать свое мнение по поводу «Розы мира». Отношение мое двоякое. С одной стороны, книга любопытная и в ней чувствуется некая подлинность. С другой стороны, доверять многим вещам просто невозможно.

   Существует такое понятие: «воображение в высших центрах». Происходит это когда у человека, не развитого достаточно, по той или иной причине происходит своего рода «замыкание», случается всплеск более высокой энергии, которая включает один из двух высших центров. В результате человек испытывает переживание более высокого порядка, которое производит на него очень сильное впечатление. Но так как низшие центры, в которых он и живет обычно, не подготовлены к такому переживанию (их высшие части недостаточно развиты), они они не в состоянии удержать эти впечатления. Нет «мостика» между небом и землей, нет связующей нити. Тогда большая часть переживания просто не запоминается, а небольшая часть интерпретируется нижними центрами в соответствии с теми ассоциациями и представлениями, которые у человека уже существовали. В результате визуализации полученного свыше (то есть от высших центров) возникают фантастические видения существ, миров, и пр.

   Поскольку работа высших центров (как «законная», так и «незаконная») связана с гораздо более высокой энергией, чем та, к которой человек привык, впечатления от них обладают гораздо большей достоверностью, реальностью и производят неизгладимый эффект. По сравнению с ними впечатления нашей обычной жизни – тускло-серый сон. Как писал П. Д. Успенский, все в ней кажется «деревянным» (*501). Не удивительно, что люди, получившие (даже случайно) высшие впечатления, могут считать то, что у них сформировалось в их результате, безусловной реальностью. Они нередко способны передать другим свою убежденность – на словах или через написанное. Такие «духовидцы» могут вдруг принять роль пророков, избранных, которым передано «откровение», организовывать секты и религиозные течения и пр. И все это может произойти благодаря одному-единственному (или многократному) «замыканию»... Настолько высока эта энергия.

 

   Эффекты такого рода – это то, что христианские подвижники классифицировали как «прелесть». Высшее воображение настолько сильно, что оно способно, прельстив, сбить поддавшемуся ему подвижника с подлинного пути. Аналогичным является и отношение суфиев к такого рода феноменам.

 

   (Примерно то же самое происходит в результате приема определенных наркотических и психотропных средств. Содержащаяся в них энергия включает работу высшего центра. Но это никуда не ведет – самое главное или теряется навсегда, или выливается в переживания, являющиеся воображением. А так как некоторые из веществ в свою очередь вызывают подключение и сгорание и без того ничтожных запасов высших материй, которые нужны для поддержания жизнедеятельности и основных функций организма, то ... результаты известны.)

 

   Вот почему в подлинных эзотерических школах упор делается в первую очередь не на включении высших центров, а на гармонизацию низших, чтобы они были в состоянии вместить откровение свыше. В результате правильного их развития человек становится способным не только воспринять высшее, но и пресуществить его, не искажая, и тем самым сделать ценной частью своей сущности. У духовного человека низшие центры – не дырявые мехи ветхие, но развиты и находятся в гармонии, почему и способны вместить и удержать вино Истины.

 

   «Роза мира» - типичный пример воображения в высших центрах. У Андреева, я полагаю, были высшие переживания. Вот почему в книге присутствует вкус подлинности, который передается и ее читателям. В то же время книга во многом – фантастика. Убедительная, в той или иной мере талантливая, но – фантастика. Это касается и описания различных миров, и «предвидение» будущего, роли России и пр. Волей-неволей автор выдает желаемое за действительное, свои житейские предпочтения – за истину.

   К сожалению, не только сам автор на это «ведется», но и его читатели... Человек может быть и умным, и знающим, и добрым, и обладать другими достоинствами. Но духовность в подлинном смысле – наличия духа – это нечто другое... Она с наивностью несовместима.

 

 

                                            Примечания

 

*501  «Но теперь этот мир имел в себе что-то чрезвычайно тягостное, представал невероятно пустым, бесцветным, безжизненным. Казалось, всё в нём стало деревянным, как если бы он был гигантской деревянной машиной со скрипучими деревянными колесами, деревянными мыслями, деревянным настроением и деревянными ощущениями. Всё было страшно медленным, всё едва двигалось или двигалось с тоскливым деревянным скрипом. Всё было мёртвым, бездушным, бесчувственным. Они были ужасны, эти минуты пробуждения в нереальном мире после пребывания в мире реальном, в мёртвом мире после живого, в мире ограниченном, рассечённым на куски, после мира целостного и бесконечного.» (П. Успенский. «Новая модель Вселенной»).

 

 

 

К тексту