К тексту

 

 

 

7. Если долго мучиться, что-нибудь получится
 
Муха на склi кружиться, кружиться,
Все жужить вона та жужить.
Подивишся як воно мучиться
Та й гадаєш: навiщо жить?
 
   Жизнь – это страдание... Трюизм, конечно. Однако, есть страдание и страдание.
 
   Наиболее часто в связи со страданиями приходят на ум: 
1. Болезни, являющиеся результатом неправильной жизни отдельных людей, их групп и всего 
человечества, и изменившейся в результате деятельности людей окружающей среды.
2. Житейские неприятности, от мелких коллизий до крупных несчастий. События такого рода 
или имеют ту же причину, что и болезни, или являться толчками, даваемые Природой роду 
человеческому, чтобы, вызывая в людях напряжения и эмоции, хоть как-то поддерживать их 
«живыми», не дать окончательно «заснуть». Этот механизм устроен в первую очередь для того, 
чтобы человечество могло хоть частично выполнять свою космическую функцию.
3. Т.н. моральные страдания, многие из которых связаны с отрицательными эмоциями. Сюда 
относятся страхи (включая страх смерти), и пр.
 
   Эти виды страдания не являлись необходимыми изначально. Это – искажения, извращения 
нормальной жизни. Однако, существует другой вид страдания, который является уделом всех 
мыслящих существ. Это страдание (не являющийся, в общем-то, страданием в привычном для 
нас смысле) связано с совершением усилий. Гюрджиев формулировал его как «сознательный 
труд и намеренное страдание». Совершение усилий – это для нас единственная возможность 
усовершенствования, восхождения по лестнице эволюции. Без правильных усилий нет никакого 
развития, «бессмертия», и пр. 
«В Талмуде сказано: ‘прежде, чем Бог сотворил мир, он поставил перед своими созданиями 
зеркало, чтобы они увидали в нем страдания бытия и следующие за ними блаженства. Одни 
взяли на себя страдания, другие – отказались, и вычеркнул их Бог из книги бытия’» (*701). 

 

   Но именно такого добровольного и намеренного страдания люди стараются всячески

избегать. Не только «технический прогресс» во многом имеет целью избавить человека от

совершения усилий, но и в целом мы стараемся по возможности избегать усилий любого рода. Покой в смысле спокойной жизни обычно считается благом, его достижение – желанным

идеалом, стремление к покою – естественным. Поэтому Гюрджиев называл «самопокой» злым

богом человека...

 

   Совершение усилий правильного рода связано со специфическим толчком в октавах

развития субстанций в организме. Технически я представляю себе механизм таким. Большие

усилия вызывают сильную эмоцию, связанную с энергией определенного уровня (12). При

определенной настойчивости в совершении таких усилий эта энергия накапливается в большом

количестве, являясь пассивной силой для триады дальнейшего перехода. Сознательность в

работе такого рода является высшей на порядок нейтрализующей силой (субстанция порядка

6), притягивающей в триаду активную силу – влияния на два порядка порядка большие (материя

3). Тогда активная сила взаимодействует с пассивной, поднимая ее на ступеньку выше (материя

6), тем самым переводя октаву к следующей ноте (следующему до октавы пищи).

   Если эмоции при этом усилии были негативными (что, кстати, в общем случае не обязательно) 
-  недовольством, раздражением, неприязнью, вплоть до ненависти, то при усилии быть 
сознательным, с чем могли быть связаны вспоминание Работы, светлой цели, вера и пр., мог 
совершиться определенный толчок, произойти своего рода просветление, микро- или макро-
преображение, при котором большая накопленная энергия отрицательных эмоций 
трансформировала их в положительные, более высокого порядка. (*702). 

   Получается, что без сознательного отношения сами по себе страдания бесполезны для

совершенствования. Только напрасные мучения, никуда не ведущие.

 

   Один из известных афоризмов в школе Гюрджиева гласил: «Чем труднее условия, тем более

продуктивна работа при условии, что вы работаете сознательно». Сам Г. Часто старался

расшевелить своих последователей, вызывать в них трения между «да» и «нет» путем создания

всевозможных трудных, а зачастую неприятных условий (физическая работа для непривычных к

ней интеллигентов, придирки, эпатирующее поведение на людях и т.д, и т.п.). Для них это было

помощью, возможностью не заснуть, но пробудиться и эволюционировать. И хотя он иногда

добивался положительного эффекта, как в случае Орейджа (*703), в целом эксперимент не

удался. Хотя многие были сильно преданы Гюрджиеву лично, их интерес к работе не был

достаточным для взятия на себя намеренного страдания. В результатете здоровье  Г. в

определенной степени было повреждено (риск использования сильнодействующих методов

такого рода при недоучитывании закона Цварнохарно) и в конце концов закрыл свою школу, как

он писал, «из-за отсутствия возле меня настоящих людей» (*704).

 

 

                                            Примечания

 

*701    Г. Майринк. «Голем»

 

*702  В общем случае, трансформация эмоций может быть различного масштаба и происходить не только от собственных усилий. Можно вспомнить, в частности, преображение Савла в апостола Павла и пр. Или вот поэтическое описание переживания аналогичной ситуации:

«И как громом ударило

В душу его, и тотчас

Сотни труб закричали

И звезды посыпались с неба...»

(Н. Заболоцкий. Это было давно)

 

*703  «Мои первые недели в Приере были неделями подлинного страдания. Мне сказали копать,а поскольку у меня годами не было настоящего упражнения, я так сильно страдал физически, что обычно уходил в свою комнату, похожую на келью, и буквально плакал от усталости. Никто, даже Гурджиев, не подходил ко мне. Я спрашивал себя: «Разве для этого я отказался от всей своей прежней жизни?» По крайней мере, тогда у меня что-то было. Что же у меня есть теперь?» Когда я дошел до полного отчаяния, чувствуя, что больше не выдержу, я дал себе зарок сделать дополнительное усилие, и тут же что-то во мне переменилось. Вскоре мне стал нравиться тяжелый труд, и неделю спустя ко мне подошел Гурджиев и сказал: «Теперь, Орейдж, я думаю, хватит копать. Пойдемте в кафе и выпьем кофе». С этого момента все стало меняться. Это было мое первое посвящение. Все прежнее миновало». (Орейдж по книге: К. Нотт. «Дневник ученика»)

 

*704  Г. Гюрджиев. «Рассказы Вельзевула» гл. 48.

   Тем не менее, вину за неудачу нельзя возлагать только на окружающих. Ведь, в конечном счете, сам Г. не смог правильно рассчитать последствия своих действий. Методика использования отрицательных эмоций, хотя и может дать ускоренный результат, является достаточно опасной для обеих сторон и требует не только большой тщательности, но и избирательности в ее применении, чего Георгию Ивановичу, по-видимому, не хватило, несмотря на его большие способности и знания. И это при том, что он обладал довольно развитым интуитивным видением...

   Печально, что некоторые самозванные и недобросовестные «учителя», считающие себя последователями Гюрджиева, не обладая и десятой долей его достоинств, пытаются использовать фрагменты этого метода – намеренное вызывание у других людей отрицательных эмоций – для «развития» своих подопечных или для «помощи» им, тем самым нанося их психике скрытый, но серьезный вред, а для себя создавая результаты, за которые им придется дорого платить.

 

 

 

К тексту