Примечания
*1 См. сообщение о Маятнике
*2 Аллегория опьянения, часто обозначающее суфийское учение, используется, в частности, для указания на измененное, необычное состояние сознания, необходимое для истинного познания и ему сопутствующее. Ср.: И жизнь перед нетрезвым взглядом Глубоко так обнажена, Как эта гибкая спина У женщины, сидящей рядом. В. Ходасевич
*3 «… Блаженный Августин в своей «Исповеди» говорит, что он много думал о св. Тройце и не мог постичь этой тайны. Однажды он вышел на прогулку и пришел к берегу моря. Там он увидел маленького мальчика, который вырыл ямку в песке и стал носить в нее пригоршнями морскую воду. Блаженный Августин стал наблюдать за мальчиком и, наконец, спросил, что тот делает. Мальчик ответил, что вот он вырыл ямку для моря и теперь носит воду, чтобы море перенести в ямку. Блаженный Августин удивился непонятливости ребенка и воскликнул: «Разве ты не понимаешь, что перелить море в ямку нельзя, она не может вместить в себя море!». Тогда мальчик ответил: «А как же ты хочешь вместить в своей голове океан св. Тройцы?» и исчез…» (Из писем Б. Л. Смирнова)
*4 Приношу свои извинения тем, кто достаточно хорошо знаком с этой аналогией (например, по книге П. Д. Успенского “Tertium Organum” или Эдвина Эбботта «Флатландия»). Я вынужден повторить некоторые известные, простые вещи связанные с измерениями, для соблюдения связности изложения.
*5 Эта аналогия – больше чем аналогия, так как мир состоит из большего числа измерений, чем мы обычно воспринимаем. Разница может быть больше, чем на одно измерение.
*6 «Партха, они говорят: “Нет ничего иного”» (Бхагавадгита. Перевод Б. Л. Смирнова)
*7 «Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуяв на плечах Еще не появившиеся крылья…» Н. Гумилев. «Шестое чувство»
*8 Хотя, как уже подчеркивалось, психические феномены не имеют самостоятельной ценности, многие люди начинают свой поиск, столкнувшись с ними. Примером этого может служить и Г.И. Гюрджиев (См. его книгу «Встречи с замечательными людьми»). В таких феноменах люди, хотя и еще неразвитые, но имеющие способности к развитию, чувствуют некую возможность выйти из круга явлений обыденной жизни.
*9 Я касался этого вопроса в сообщении О нахождении школы
*10 Известный американский иллюзионист
*11 «Суфий – это тот, кто делает то, что делают другие – когда это необходимо. Он также тот, кто делает то, что другие не могут делать – когда это предписано» (Нури Моджуди)
*12 Не псевдо-учения, созданные «плоскими» людьми.
*13 Суфийское выражение: «У кого нет учителя, у того учитель – дьявол»
*14 Такие «дефекты» встречаются, например, и в историях «1001 ночи».
*15 «История Мушкил Гуша» из книги Идриса Шаха «Караван грез»
*16 Смотри сообщение О боевых искусствах
*17 Иллюстрацией этого может служить известная суфийская притча о соколе севшем на окно жилища некой женщины. «Бедная птица!» – сказала женщина. – «Как ты дошла до такой жизни?» Затем она выщипаала соколу часть перьев, обрубила клюв и когти и с удовлетворением сказала: «Вот теперь ты больше похожа на настоящую птицу!» (Извиняюсь за неточности, привожу по памяти)
*18 « - Каким отделением выдан документ? – спросил кот, всматриваясь в страницу. Ответа не последовало. – Четыреста двенадцатым, - сам себе сказал кот, водя лапой по паспорту, который он держал вверх ногами. – Ну да, конечно! Мне это отделение известно, там кому попало выдают паспорта. А я б, например, не выдал такому, как вы! Нипочем не выдал бы! Глянул бы только раз в лицо и моментально отказал бы!» (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
*19 Руми: Двух тростников так схожа красота, Но сахар в том, а в этом – пустота». И др.
*20 «Просто эта игра так устроена, что дойти до принцессы может только нарисованный человечек. - Почему? - Да потому, - сказал Итакин, - что принцесса тоже нарисована. Ну а нарисовано может быть все что угодно.» (Пелевин 5)
*21 Примером этого может служить глава «Экспериментальная мистика» в книге П. Д. Успенского «Новая модель Вселенной». Сколько бы ни велось разговоров и споров о достаточности или недостаточности «уровня» Успенского, у него нельзя отнять одного очень важного качества – честности. Что бы Успенский не описывал, свои ли переживания или события, свидетелем которых он был, он старался быть максимально честным и объективным, проявляяя тем самым одну из черт настоящего русского интеллигента.
*22 «Многие учебные материалы имеют два или более значения/измерения. Раскрытие этих значений может быть сделано только с помощью специальной, а не известной, техники.» (Идрис Шах 2) См. также сообщение Об обучающих историях
*23 См. Сообщение О мистическом опыте
|