Slyman ( - 194.67.45.131)
Вторник, Февраль 27, 2001 - 14:03:
…
Олсуфьев пишет:
"В том-то и дело, что религии НЕ В СОСТОЯНИИ помочь человеку
[механических законов]. Если бы это было иначе, не было бы никакой
необходимости в Школах."
Последнее предложение в разных вариациях иногда говорил и
Успенский. По-моему, оно не очень удачное. Дело в том, что религии
В СОСТОЯНИИ помочь человеку "бежать из тюрьмы" (Олсуфьев сам пишет:
"С монашеством, впрочем, дело обстоит иначе. Но монашество это
Второй путь." Но это также и религиозный путь!! Значит, религии не
столь бесполезны, как кажутся на первый взгляд). Но, заметьте,
отсюда не следует, что нет никакой необходимости в школах. Школы
необходимы для одних задач и людей, а религии - для других. Но
между ними нет непроницаемого барьера, т.е. где-то и в чем-то они
пересекаются. Надо помнить, что религии бывают разных
уровней.
Попробуем сделать такую вещь: объединим 1, 2 и 3-й пути и назовем
его "путем вне мира". А 4-й путь назовем "путем в миру". Обычно,
рассматривались преимущества 4-го пути. Но давайте посмотрим
преимущества "пути вне мира". Мы видим, что это значительно более
трудный путь, т.к. требует ухода из мира. Уже одно это показывает,
что и результатов там можно достичь больших. И тому множество
примеров. Во-вторых, это проверенный путь. В-третьих, там можно
сразу получить помощь людей опытных, высокого бытия, в православии
- старцев.
Теперь посмотрим на опасности 4-го пути. На этом пути превозносится
особое знание, которого нет на других путях. Но подчас забывается,
что это только средство, а не цель. То, что Система только
средство, ярко продемонстрировал Успенский, отказавшись от нее в
конце жизни. Ну, и конечно, главная опасность, что этот путь
проходит в жизни, среди всех ее соблазнов. И можно ли вполне
умереть для этого мира, живя в нем, это большой вопрос.
Всем этим, я не хочу сказать, что нужно становиться монахом (хотя,
даже Гурджиев, очень недвусмысленно отзывается об обывателе,
неверящем в обычную жизнь и под конец жизни, стремящемся в
монастырь). Каждый пусть выполняет свой долг на своем месте. Это
говорит и Бхагаватгита, и притча о талантах Евангелий. Важно найти
его.
Нюра ( - 194.67.45.131) Вторник,
Февраль 27, 2001 - 16:21:
Уважаемый Слаймен, некоторые Ваши
утверждения показались мне субъективными. Вы пишете:
" Но давайте посмотрим преимущества "пути вне мира". Мы видим, что
это значительно более трудный путь, т.к. требует ухода из мира.
"
- Это кому как. Хотя мне он тоже кажется более трудным, так как у
меня много мирских привязанностей. У кого-то их может и не
быть.
"Уже одно это показывает, что и результатов там можно достичь
больших." ----- Результат обычно получается от взаимодействия трех
сил. Он может быть, но может и не быть.
"В-третьих, там можно сразу получить помощь людей опытных, высокого
бытия, в православии - старцев. "----- Опять-таки можно, но не
каждый может. И потом, насколько я знаю, в монашестве существует
суровая система предварительного послушания и т.д. Так что я думаю,
что так прямо сразу ни один старец "помогать" не будет, то есть
конечно помощь будет дана, но надо будет приложить немало усилий,
чтобы суметь ее взять.
"На этом (4-м) пути превозносится особое знание, которого нет на
других путях." --- Не могли бы Вы конкретизировать, что Вы имеете в
виду?
ОРЛ ( - 194.67.45.131) Вторник,
Февраль 27, 2001 - 23:52:
Олсуфию
>что религии НЕ В СОСТОЯНИИ помочь человеку «бежать из тюрьмы»
[механических законов].
Сложно здесь критиковать или согласиться, поскольку неясно, что
понимать под словом "религия". Но думаю, что первые века
христианства (возможно, и мусульманства - здесь ОРЛ менее
компетентен) даже "официальная" религия помогала бежать из тюрьмы
немалому количеству народа. Даже в прямом смысле слова (см. жития
святых).
Да и сейчас все не так уже безнадежно.
Достаточно побывать на обычной православной литургии (не говоря уже
о Великой Субботе у Гроба Господня), чтобы подтвердить, что эта
религиозная система РАБОТАЕТ до сих пор. Сходит Святой Дух - и это
факт!
>На людей, но не на отдельно взятого ЧЕЛОВЕКА.
Даже на отдельно взятого человека.
Если бы в силу каких-либо обстоятельств в иерархии Церкви оказалась
"критическая масса" из людей, обладающих РЕАЛЬНЫМ опытом общения с
Богом - это было бы начало духовного возрождения. На этом этапе
могло бы произойти слияние "школ" и официальной религии. Но дать
таких людей в нынешних условиях может только "школа".
Слаймену
Согласен с Нюрой.
>Но давайте посмотрим преимущества "пути вне мира".
Таких преимуществ не осталось. Да и поди найди сейчас место "вне
мира". В любой дыре тебя туристы достанут.
>это значительно более трудный
путь, т.к. требует ухода из мира.
Нет, это в миру труднее. Если конечно понимать под трудностями
РАБОТУ, а не всякую ерунду типа отсутсвия колбасы, женщин и
телевизора.
>В-третьих, там можно сразу получить помощь людей опытных,
высокого бытия
Ну вот так уж сразу? Взял и получил...
Впрочем, это и в миру можно. Проблема в магнетическом центре,
который выведет тебя к человеку, которого ты достоин.
>Теперь посмотрим на опасности 4-го пути.
Этого хватает, как и на других путях. А как же иначе? Мордой в
грязь, утерся, идешь дальше. И так не одну жизнь...
Slyman ( - 194.67.45.131) Среда,
Февраль 28, 2001 - 10:20:
Нюре и ОРЛу
Спасибо за отклики. Не буду спорить, думаю, и ваши и мои взгляды в
чем-то верны. Хочу только затронуть один момент.
Нюра спрашивает:
"На этом (4-м) пути превозносится особое знание, которого нет на
других путях." --- Не могли бы Вы конкретизировать, что Вы имеете в
виду?"
В книге ВПЧ написано: «Четвёртый путь называют иногда путём
хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир,
ни монах, ни йогин."
И еще: "...на четвёртом пути знание ещё более точно и совершенно.
Человек, следующий по четвёртому пути, знает вполне определенно,
какие субстанции необходимы для его целей, и знает, что эти
субстанции можно произвести в теле при помощи месяца физических
страданий, недели эмоционального напряжения и дня умственных
упражнений. Но он знает и другое: что их можно ввести в организм
извне, если известен способ, как это сделать. И вот, вместо того,
чтобы тратить день на упражнения, как йогин, неделю на молитвы, как
монах, или месяц на самоистязание, как факир, он просто
приготавливает маленькую пилюлю, которая содержит все нужные
субстанции, и глотает её; таким путём, не теряя времени, он
получает требуемые результаты».
Как вы думаете, что это за секрет, что это за пилюля? (про пилюлю
сказано, наверно, образно)
У меня есть кое-какие соображения, но хотелось бы сначала послушать
ваши мнения. Спасибо.
Нюра ( - 194.67.45.131) Среда,
Февраль 28, 2001 - 17:11:
Слаймену.
Насчет пилюль ни в прямом ни в переносном смысле слова к сожалению
ничего не знаю. Насчет упражнений - это СВ (не в смысле нашего
дорогого Стакана, а в смысле Воспоминания). Честно говоря, до сего
дня я думала, что СВ это и есть тот самый секрет.
Dominiko ( - 194.67.45.131)
Четверг, Март 1, 2001 - 00:09:
Чем характерны школы подражателей?
«Один человек чувствует себя «учителем», другой — «учеником», и
каждый испытывает удовлетворение. Здесь нельзя обрести понимание
своего ничтожества; и если даже люди уверяют, что оно у них есть,
все это иллюзия и самообман, если не прямой обман. Наоборот, вместо
понимания своего ничтожества, члены таких кружков обретают чувство
собственной важности, и их ложная личность растет».
А в чём критерии правильности, связанные с теорией?
«Сначала очень трудно проверить, верно или неверно ведется работа,
правильны или неправильны получаемые указания. В этом отношении
теоретическая часть работы может оказаться полезной, — исходя из
этого ее аспекта, человеку легче судить о ней. Ему известно, что он
знает и чего не знает, чему можно научиться обычными способами и
чему нельзя. И если он узнает что-то новое, что-то такое, чего
нельзя узнать обычным путем из книг и т. п., это до некоторой
степени является гарантией того, что и практическая сторона тоже
будет правильной. Но, разумеется, и это не дает полной гарантии, и
здесь возможны ошибки». ПДУ «Впч» стр.303-304.
=====================================
Пояснение: ВПЧ = Успенский П.Д. «В поисках
чудесного»
|