К тексту

 

Примечания

 

*1  Можно я буду Вас так называть? А то как-то неудобно называть человека «Моська»

 

*2  Говоря о религиях, я говорю о т.н. «мировых» религиях. К тому же, я исключаю из своего рассмотрения величественное здание буддизма. В буддизме, как известно, духовные традиции центрированы в основном на монашестве, т. е. на Втором Пути  (да и сам Будда был монахом), а мы рассматриваем в основном Четвертый Путь.

 

*3  Здесь и далее все цитаты по памяти. Извините за неточность.

 

*4  Когда мы произносим в ВЕРУЮ: «Исповедую ЕДИНО крещение во оставление грехов», и когда христианство учит, что креститься дважды есть тяжкий грех, мы можем не знать, что это было введено против гностиков, которые употребляли повторное крещение, символизирующее стадии продвижения на пути. (См. об этом в книге Ю. Николаев. «В поисках за божеством»)

 

*5  Успенский П. Д. «В поисках чудесного»

 

*6  Как саркастически замечено в книге Рафаэля Лефорта («Учителя Гюрджиева»), эти инструкторы даже старались говорить с кавказским акцентом. Маразм крепчал…

 

*7  О «Содружестве» довольно нелицеприятно писала американская пресса. Это большой, хорошо организованный бизнес. Они производят хорошее вино, поставляемое, кажется,  даже к столу принца Чарльза. «Содружество» находится под руководством развратника и педераста Роберта Бертона. Подают они себя как «Общество Гюрджиева-Успенского». Гюрджиевым там вообще не пахнет, а Успенского они изучают весьма ограниченно, предусмотрительно не вдаваясь в опасные (для их «понимания») подробности. Об этом, кстати, ранее уже упоминал Арл. С членов они взимают немалые деньги (кажется, $150 в месяц, а может и больше). Ну и конечно, люди работают – как «над собой», так и «на дядю». Уж их-то двери открыты шире некуда! (хотя и с соблюдением определенных мер предосторожности). Для этой цели новички ходят по книжным магазинам и, пользуясь тем, что доступ к полкам открыт, вкладывают в книги по Г.-У. закладки с рекламой «Общества». Несколько лет назад Бертон написал и издал довольно объемистую книгу под скромным названием «Самовоспоминание» (.. …. ….!!!). Эта книга, должно быть, привлекла немало новых «учеников». Черт с ней книгой, но легко представить себе, как тысячи наивных энтузиастов ломают голову, стараясь проникнуть в эти «откровения». Ну как же, сам «Учитель» написал! У меня где-то валяются статьи о них…

 

*8  К таким «школам» можно применить слова поэта:

Не льну к трудам, не состою при школах.

Все это ложь и суета сует.

Король был гол. А сколько истин голых.

Как жив еще той сказочки сюжет!

Борис Чичибабин. «Сонет к Лиле»

 

*9  Гюрджиев Г. И. «Всё и вся», «Встречи с замечательными людьми»

 

*10  Я вполне представляю какой вой может подняться, какой взрыв «благородного негодования» эта идея может вызвать у «правоверных» Гюрджиевцев. На что замахнулся! Да как он смел! Толкание ладонями в грудь с возгласами «А ты кто такой?» в духе Балаганова и Паниковского. Ничего, проглотят. Что поделать… То, что смог понять такой человек как Г.И., нелегко понять его менее великим последователям. Если уж он ошибался… «Боязно? То-то и есть, что боязно…» (И. Бродский). Ну как же, ведь почва уходит из-под ног. Этого не происходит, если строить на ИДЕЯХ, а не на личности, какой бы замечательной она ни была.

 

*11  Гюрджиев Г. И. «Жизнь реальна когда ‘Я есмь’»

 

*12  Причина этого лежит, в частности, во взаимоотношении Георгия Ивановича со школами в которых он учился.

 

*13  Я вообще люблю шутить. Вот Вэйтер подтвердит.

 

 

 

Приложение

 Омар Али Шах