магия карлос кастанеда религия эволюция magic magick carlos сastaneda religion evolution магия карлос кастанеда религия эволюция magic magick carlos сastaneda religion evolution магия карлос кастанеда религия эволюция

 

 

На главную страницу

 

 

К основному тексту

 

 

Приложение 1.  О магии

 

   Как маги использовали свою волю для «делания», магии? Очень трудно передать это словами. Можно сказать, что существует некое усилие специального рода, которое человек может применить. Тому, хоть раз испытал это усилие, наяву или во сне, знаком его вкус, его нельзя ни с чем спутать. Это усилие почти физическое, но совершается чем-то... неизвестно чем. Иногда в  литературе встречаются описания, которые вызывают похожие ассоциации. Возможно (хотя и не обязательно), что писавшие знали это из опыта. Или писательская интуиция срабатывала. Например, у Майринка есть место, в какой-то мере вызывающее аналогичное ощущение: «... я увидел руку, которая из глубины колодца протягивала мне какой-то предмет, мерцающий подобно тусклому серебру; но, как я ни старался, мои земные руки никак не могли его ухватить, тогда дочь Исаис, высунув из меня свою цепкую кошачью лапку, взяла его и передала мне...» (*3). Или следующее место из Пелевина: «...он [сарай]сделал единственное, что мог - изо всех сил надавил на эти провода, использовав какую-то новую возможность, появивщуюся  у него от отчаяния.» (*4).

 

   Конечно, о воле и ее действии довольно много у Кастанеды. Иногда она описывается как некое «щупальце» (Например эпизод, как Дон Хуан погладил своей волей соски рыси). Все равно, все описания такого рода могут найти отклик скорее всего только у читателя, которое это «ощущение» знакомо. Какому-то числу людей это переживание знакомо по сновидениям. Но тема сновидения обсуждалась многими авторами и затрагивать ее я не намерен.

 

   Я предпочитаю говорить о магии, действии воли в терминах «намерения». Маг призывает некую силу, намерение. Хотя, разумеется, это ни в коей мере не является объяснением. (Как говорил Дон Хуан, объяснения ничего не объясняют).

  

   Понятно, что призвать намерение может не каждый и не всегда. Для того, чтобы человек мог призвать намерение, в его общем присутствии должны быть актуализированы (в той или иной мере) ряд факторов, в частности, такие, по выражению Гюрджиева, «бытие-импульсы», как «Я могу»,  «Я хочу» и «Я есмь». То есть маг должен твердо верить в успех, иметь сильное желание и осознавать себя.

 

  Вот что пишет об этих импульсах Гюрджиев (ввиду важности приведу отрывок подробно):

 

«Для примерного определения первого их этих трех человеческих импульсов, которые должны возникать и проявляться в реальном человеке, можно было бы использовать английское слово «can», но не в том смысле, в котором это слово употребляется в современном английском языке, а в смысле, в котором англичане употребляли его до так называемой «Шекспировской эпохи».

 Хотя для точного определения второго из этих человеческих импульсов в современном английском языке есть одно слово, а именно «wish», оно тем не менее используется вами, американцами, так же как и самими англичанами, только чтобы различать, конечно несознательно, степени выражения того, так сказать, «рабского импульса», для которого существует, особенно в этом языке, множество слов, таких как, например, «like», «want», «need», «desire», и так далее.

А что касается слова для выражения и понимания третьего определенного вышеупомянутого человеческого импульса, то во всем словаре английского языка нельзя найти ни одного даже приблизительно соответствующего.

Этот импульс, присущий исключительно человеку, можно определить на английском языке только описательно, то есть с помощью многих слов. Я бы определил его сейчас следующими словами: «полное ощущение всего целого самого себя»....

Только в человеке с таким Я эти три импульса, два из которых приблизительно определяются по-английски словами «I can» (Я могу) и «I wish» (Я хочу), получают, в свою очередь, то значение, которое я подразумеваю; то значение и соответствующую силу действия из их проявления, которое приобретается только человеком, который своими намеренными усилиями добивается появления в себе данных для порождения этих импульсов, священных для человека.

Только такой человек, когда он сознательно говорит «Я есмь» - он на самом деле есть, «Я могу» - он на самом деле может, «Я хочу» - он на самом деле хочет.

Когда «Я хочу» - я чувствую всем моим существом, что я хочу и могу хотеть. Это не значит, что мне хочется, что я нуждаюсь, что мне нравится или, наконец, что я желаю. Нет. «Я хочу». Мне никогда ничего не хочется, мне ничего не нравится, я не желаю ничего и я не нуждаюсь ни в чем - все это рабство; если «Я хочу» что-то, мне должно это нравится, даже если мне это не нравится. Я могу хотеть, чтобы это нравилось мне, потому что «Я могу».

Я хочу - я чувствую всем своим телом, что я хочу. Я хочу -потому что я могу хотеть. ..» (*5).

   Идея о том, что маг должен твердо верить и сильно хотеть известна издавна. Классическая формула (по мнению некоторых авторов, олицетворяемая египетским Сфинксом) звучит так: «Знать, сметь, хотеть, молчать». Здесь акцент более явно сделан на первом и втором импульсах.

   У Кастанеды Дон Хуан говорит: «Человек идет к знанию так же,  как  он  идет  на  войну,  
полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью.  Идти  к знанию 
или идти на войну как бы то ни было иначе  -  является  ошибкой.  И тот, кто совершает ее, доживет 
до того, чтобы сожалеть о содеянных шагах» (*6). Здесь акцент более явно сделан на первом и
третьем импульсах. А то, что Дон Хуан называет «страхом и уважением» являются 
предпосылками для формирования второго импульса. Это не тот страх, который 
парализует волю, он несовместим с «абсолютной уверенностью». Это, скорее, страх в 
библейском смысле (*7).

 

   Как и любая другая способность, «делание» может быть развита в разной степени – от слабой и грубой до сильной и тонкой. Одно дело доставать монетку из водосточного люка палкой или даже двумя, а другое – быть способным сделать это рукой. Магам требуется немало времени и сил для совершенствования этой функции (*8).

 

 

Примечания

 

К основному тексту

 

 

На главную страницу