На главную страницу

 

 

Ранее:  http://www.olsufiev.com/4W/Gurdjieff-AEE.htm

 

 

                                         О МУЗЫКЕ

 

Словно семь заветных струн

Зазвенели в свой черед,

То мне птица Гамаюн

Надежду подает...

Владимир Высоцкий

 

 

   То, о чем Вы спрашиваете – это большие вещи. Знание устройства музыки и знание пропорций – это одно знание: знание законов построения и работы октав. Если знать это, можно знать и многое другое. То есть, Вы хотите знать, как устроен наш мир, не больше и не меньше. Ну что ж, заявка неслабая...

 

   В виде примеров школ, владеющих таким знанием, можно упомянуть школы, связанные с суфийской традицией Накшбанди, и некоторые буддийские школы.

 

   С каждым из этих направлений связаны свои трудности. Подлинную суфийскую традицию, как известно, трудно найти. На нахождение ее могут уйти годы. В конечном счете, как я писал, школа может найти Вас, а не Вы школу (*1).

 

   Буддийскую школу такого направления, я полагаю, найти легче. Одна маленькая проблема: готовы ли Вы, если потребуется для того, чтобы получить нужное знание, оставить мир и стать буддийским монахом? (*2)

 

   И что Вы подразумеваете под «очень хотите»? Чем Вы готовы пожертвовать? Сколько лет Вы готовы ждать и искать – 5? 10? 15? Через столько лет от Вашего желания может ничего не остаться. Другие интересы могут занять место нынешних. Или нет?

 

   То, что Вы упомянули, относится к Знанию с большой буквы. А оно требует большой жертвы, на которую способен только тот, у которого действительно сильный интерес. Если Вы из таких людей, то тем лучше...

 

                                *

 

«Научись на гармошке игра-а-ать»

 

   Если Вы считаете, что Ваш интерес именно таков, не стоит терять времени. Есть и другой путь кроме непосредственного поиска школ. А именно: Вы можете изучить все, относящееся к этому вопросу, что доступно и без школ. Такого знания много. Не имеет значения, сколько времени и сил на это уйдет, если Вас эти вопросы действительно интересуют. В современном Суфизме есть мнение, что учиться без книг должны те, кто извлек из книг все, что можно извлечь (*3). (Да и не только из книг). Если Вам удастся стать специалистом в интересующих Вас вопросах, но Ваше знание по-прежнему не будет Вас удовлетворять, вот тогда у людей, обладающих более высоким Знанием, будет резон Вам помочь. Став экспертом (в возможной для Вас степени) в означенных вопросах Вы, тем самым, подтверждаете серьезность Ваших интересов и намерений.

 

   Конечно, школы заинтересованы в учениках, но не в их количестве, а качестве. Человек, у которого хватило силы воли и интереса сделать большую работу и стать кем-то, гораздо больше сможет и сам получить, и сделать для школы. А тот, у кого короткое дыхание, не преуспеет ни там, ни тут... (*4).

 

   Помощь тоже подчиняется закону октав: она предоставляется в интервалах. Человек должен дойти до границы своих возможностей, и тогда толчок, который он получает, послужит правильному и гармоничному развитию. То есть выведет на новое поле деятельности, и – вперед!..

 

   Тяжелый труд овладевания доступными знаниями не противопоставляется контакту со Школой. (Иногда думают, что эзотерические школы – это что-то вроде лекций в университете.) Трудиться придется и так, и так. Принцип помощи в интервалах сохраняется, даром ничто не дается. На решение какой-то проблемы могут уйти годы. Жалко? Но они уйдут в любом случае, даже если и не заниматься...

 

                                *

Маэстро, дайте «ля»!

 

   Преимущества Школы хотя бы в том, что она дает направление поиска. Иначе легко сбиться на боковую дорожку, которая никуда не ведет. Можно потерять много времени. Поэтому в случае большого «перекрестка», «развилки» дороги можно получить указание у Школы. К тому же, как уже было указано, новая идея, взгляд, подход, метод могут быть подсказаны в интервале. Это как бы новое задание каждый раз. Естественно, более трудное, но и сам человек набирается сил и опыта.

 

   Наглядным примером может служить глава «Эннеаграмма и неоплатонизм» В. Еремеева (*5). Тема очень интересная, автор толковый и эрудированный. Пишет интересно. Проделал большую работу. Но, к сожалению, он исходит из искаженной и неполной модели эннеаграммы Гюрджиева и поэтому многое, что строится на этой модели, теряет смысл (*6). Это еще раз демонстрирует факт, что ума и эрудиции недостаточно. Без ключей дверь не отпереть. Во всяком случае, эту...

 

                                *

 «У нас одна святая к музыке любо-о-овь..»

(Пела  Алла Пугачева)

 

   Для того, чтобы привлечь помощь Школы, интереса и настойчивости недостаточно. Одно из условий успеха – наличие правильной цели (*7). Чистая любовь к знанию, желание понять – одна из составляющих правильно сформированного магнетического центра. Если целью человека (или даже одной из целей) является не постижение Законов, а писание книг, то у него немного шансов привлечь помощь Свыше. Как говорится в одном украинском анекдоте про слона в зоопарке: «Зъисть то вин зъисть, та хто ж йому дасть»...

 

                                *

 

Песне ты не скажешь «до свиданья»,

Песня не прощается с тобой...

 

   Вы пишете: «Я ищу не какие-то методы работы над собой, самосовершенствование и тд тп. Я, к примеру, очень хочу понять как устроена музыка.». Тут налицо некое противоречие.

 

   Понимание, согласно системе Гюрджиева-Успенского, есть функция трех (или более) центров. До сих пор речь шла, в основном, об интеллектуальном знании (что тоже, впрочем, труднодоступно). Но ведь интеллект – это довольно грубый инструмент и уж, во всяком случае, не единственный. А как насчет эмоций? Разве можно приблизиться к пониманию музыки (как и более общих законов гармонии и пропорций) без их помощи, а только одним умом? А как насчет красоты, еще одного (из многих) аспекта восприятия этих же законов?

 

   Любая подлинная эзотерическая традиция старается привести именно к этому – к пониманию гармонии мира. И осуществляется это путем настройки человека на эту гармонию (*8). В суфийской традиции (как и в других) практикуется постепенная гармонизация всего человеческого существа. Гармония центров, гармония вибраций, гармония цветов... (*9). (Иногда знание такого рода на Западе называют оккультной анатомией). Результат совершенствования учащегося проявляется, с одной стороны, в расширении его восприятия, а с другой стороны, в постепенной гармонии: с Учителем, с группой, с Традицией, с развивающимся Космосом... И это отнюдь не метафора, а, скорее, математика. Человек может стать своего рода музыкальным инструментом (*10). Арфой. Флейтой под пальцами Кришны. Через флейту, стонущую в разлуке, к полному слиянию...

 

   Впрочем, судя по письму, Вас интересует не самосовершенствование, а только интеллектуальное знание. (Правда, тогда Вам со школами может быть не по пути - у них свои задачи.). Ну что ж, материала для ума тоже хватает. Такие титаны, как Иоганн Кеплер (*11), посвятили этим вопросам жизнь. Да, охватить умом Гармонию Сфер... Можно только преклонить колени.

 

   А вот про Пифагора предание утверждает, что он еще и слышал Гармонию Сфер...

 

                                *

Свой тайный смысл доверят мне предметы...

(Между прочим, также исполнялось  Аллой Пугачевой. Ну надо же, какое совпадение!)

 

   Для интеллекта знание законов, связанных с октавами, может открыть совершенно новые возможности, даже в научной области. Становятся возможными иные подходы к ряду математических вопросов, таких как дроби, иррациональные числа, понятия конечности и бесконечности и др.

 

   Более того, возможно построение «иной» математики на совершенно новых принципах. Правда, это может оказаться не «открытием», а, скорее, реконструкцией некоторых древних систем, от которых сохранились только отдельные фрагменты в так называемой «истории науки» (*12).

 

Олсуфьев

 

 

Примечания

 

 

На главную страницу