Откуда взялся эзотеризм

Автор: wayter 
Дата:   18 Мая 2001 02:28

(Из беседы с дьяк.А.Кураевым на сайте Агнй Йоги. Дьякон полагает, что рериховское движение, да и весь эзотеризм, это часть политического заговора. И сам Рерих в его толковании был почему-то наемником каббалистов.)

А.Кураев:
Конечно, не розенкрейцерам принадлежит изобретение рецепта эзотеризма. Они заимствовали его у каббалистов.

wayter:
А те вполне могли где-то еще.
Мне кажется, что сама концепция эзотеризма толкуется Вами без достаточного понимания. Вам она представляется каким-то заговором. Типа того, что один заговорщик прошептал другому: "А давай-ка создадим эзотерическое учение ради нашей политической выгоды".
Эзотерическое учение, каким бы сложным оно ни было, возникает в результате очень простой причины. Дело в том, что определенные идеи массам непонятны. Иисус ведь тоже, согласно Евангелию, говорил ученикам одно, а с массами общался по-другому - при помощи притч. Тайны скрываются не из-за какого-то злоумышления, а просто потому, что они непонятны неподготовленному человеку. (А в современном эзотеризме они уже особо и не скрываются. Тайны, как говорится, защищают сами себя).
В этом смысле возникновение эзотеризма - вполне естественное и неизбежное явление. В науке существует эзотеризм - часть концепций понятны только специально подготовленным и талантливым людям. Та же ситуация - в духовной жизни.

 

 

 RE: Откуда взялся эзотеризм? -Вопросы Вайтеру.

Автор: ррррр 
Дата:   18 Мая 2001 05:29

Означает ли это, что изначально существовало деление на более и менее подготовленных? как это возможно, если первые ученики у того-же Иисуса были далеко не образованные? В чем заключается "подготовленность", может быть в более тесном контакте с Учителем и вследствии этого более глубокое понимание учения? Много вопросов, мало ответов. Возможно ли познание "эзотерического" без познания экзотерического?
Опять вопросы. Желал бы , по возможности, получить ответы и разъяснения, уважаемый Вайтер!
С уважением. ррррр

 

 

 RE: Откуда взялся эзотеризм? -Вопросы Вайтеру.

Автор: wayter 
Дата:   18 Мая 2001 09:51


В.
"Означает ли это, что изначально существовало деление на более и менее подготовленных? как это возможно, если первые ученики у того-же Иисуса были далеко не образованные?"

О.
Видимо, дело не в образовании.

В.
"В чем заключается "подготовленность", может быть в более тесном контакте с Учителем и вследствии этого более глубокое понимание учения? "

О.
Более тесный контакт возможен как результат "подготовленности", но опять же речь не идет о формальной образованности.

В.
"Возможно ли познание "эзотерического" без познания экзотерического?"

О.
"Внешние" знания иногда помогают, иногда могут мешать (если они становятся грузом и человек не может узнать из-за них ничего нового, гордится ими чрезмерно и т.д.)

Каждому отмерена доля талантов, в том числе, на обретение "экзотерических" знаний. Важно их использовать и не беспокоиться, если у кого-то больше таланта, образования, экзотерических знаний. У кого-то их всегда будет больше.

 

 

 Тайны

Автор: Олсуфьев 
Дата:   18 Мая 2001 10:55

"А в современном эзотеризме они [тайны] уже особо и не скрываются"

Это, извините, Вы просто не в курсе. Гораздо больше скрываются, чем раньше. Попробуйте понять, почему.

 

 RE: Тайны

Автор: wayter 
Дата:   18 Мая 2001 17:15

wayter писал):
>
> "А в современном эзотеризме они [тайны] уже особо и не
> скрываются"
>
Олсуфьев писал:

> Это, извините, Вы просто не в курсе. Гораздо больше скрываются,
> чем раньше. Попробуйте понять, почему.

Может быть, я не в курсе. Может быть, Вы не в курсе. Может быть, мы вообще говорим о разных вещах. Для этого и существует диалог, чтобы понять друг друга. Когда же заранее известно, что собеседник "не в курсе", когда разговор с этого начинается, то не остается места для выяснения истины. Возникает подозрение, что уже готовый вывод важнее, чем поиск реальности. А вся беседа это просто повод высказать этот вывод, который заготовлен заранее.

Все же не теряю надежды на возможность диалога.
Итак, об эзотерических тайнах. Вопрос достаточно сложный. Даже предмет не вполне определен - а что такое эзотерические знания. Его нельзя рассматривать вообще, вне исторической перспетивы. Вполне возможно, что в какой-то одной эзотерической конторе, которая Вам ближе, они и больше скрываются. Но общая тенденция идет в другую сторону.

В Древнем Египте эзотерической тайной было знание математики и геометрии. Сейчас это тоже тайна, но только для тех, кто не в состоянии математику понять.

Классический пример разглашения эзотерической тайны: слова Мансура аль-Халладжа "Я - Истина (Бог)". Для современников это была ужасная эзотерическая тайна. Во-первых, из политических соображений - ортодксальные мусульмане эту идею не приветствовали. Во-вторых, даже для многие суфиев, не имеющих соответствующего бытийного опыта, это было "чересчур".
Но для современного человека такого рода высказывания и концепции уже становятся общим местом, никого этим не удивишь.
Означает ли, что исчезла тайна? Отнюдь нет. Эта концепция, если она действительно не пережита в бытии человека, остается пустыми словами.
"Тайна охраняет себя сама". Но и скрывать тут особо нечего - об этой эзотерической тайне написаны тысячи книг.

Допустим, что у Вас есть некоторые знания. Если с Вами общается человек, которому интересно только показать свою правоту и превосходство, вы ему свои эзотерические знания вряд ли сможете передать. Опять же, эти знания себя сами охраняют.

"Мы тайнами уже давно по горло сыты.
Где есть любовь, все явно и открыто".

Дж.Нурбахш

 

 

 Примеры?

Автор: Олсуфьев 
Дата:   18 Мая 2001 17:21

Не могли бы Вы привести три примера тайн современного эзотеризма? Из тех, которые Вы имели в виду, делая Ваше утверждение. [цитированное выше].
Тогда, может быть, будет понятнее в чем наши разногласия (если они есть).

 

 

 Цитата из Евангелия на эту тему

Автор: wayter 
Дата:   19 Мая 2001 01:14

* "...приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют".

Матф.13:11-13

 

 

 

 

 

 RE: Цитата из Евангелия на эту тему

Автор: Олсуфьев 
Дата:   19 Мая 2001 16:27

Дорогой Вайтер,
Извините, я не понял, привели ли Вы цитату из Евангелия в дополнение к Вашему сообщению или в ответ на мой вопрос?
На всякий случай повторю свой вопрос:
Не могли бы Вы привести три примера тайн современного эзотеризма? Из тех, которые Вы имели в виду, делая Ваше утверждение ("А в современном эзотеризме они [тайны] уже особо и не скрываются.")
Спасибо.

(Опубликовано админом)

 

 

 

 Тайное становится явным, но тайна остается

Автор: wayter 
Дата:   19 Мая 2001 17:24

Уважаемый Олсуфьев,

Я привел цитату безо всякой связи с Вашим вопросом, просто как подтверждение того, что понятие "внутреннего круга", или эзотеризма, существовало в первоначальном христианстве, а вовсе не является выдумкой каббалистов, как об этом пишет почтенный дьякон.

* * *

Теперь о Вашем вопросе. Я не склонен отвечать на вопросы, где мне ставят условия, не имеющие прямого отношения к самому вопросу. Почему три примера, а не тридцать три? Тем не менее, в качестве жеста доброй воли, я попытаюсь ответить.

Два примера можно найти уже в первоначальном тексте "Откуда взялся эзотеризм". Для человека, достигшего состояния фана, исчезновения в Боге, стирается грань между ним и Богом. ("Я есть Истина"). Это эзотерическая идея, переставшая быть тайной.

Второй пример связан со знаниями. То, что было эзотерическим знанием в Древнем Египте (геометрия), известно современным школьникам. Эзотерические знания о химических свойствах материи, скрытые ранее в кругу алхимиков, теперь являются частью школьного курса химии.

Эзотерические методы, использовавшиеся при обучении в каббалистической традиции, стали частью современной психологии. Абрахам Абулафия (1240 - ум. после 1288) пользовался методом свободных ассоциаций, который стал широко применяться в психоанализе в 20 веке.

Толкования священных текстов в каббале стали гораздо более эффективными благодаря компьютерным технологиям (Об этом можно посмотреть, напр., в книге "The Bible code").

Большая часть тайных ритуалов масонов стали общеизвестными, поскольку многие масоны вышли из организации и рассказали о них.

Кроме того, масонство (как и другие эзотерические традции) стало предметом научного изучения. При всей ограниченности научных методов, они позволяют понять некоторые аспекты эзотеризма. Эзотеризм всегда связан с конкретной эпохой, местной культурой, и, как минимум, в этом (узком) аспекте может быть предметом научного изучения.

Изменилось само понимание, что такое эзотерическое знание. Скажем, эзотерический характер раньше мог носить записанный текст. Книги "великого шейха" ибн Араби существовали в количестве не более 100 экземпляров. Сама книга, сам текст были эзотерическим знанием. Сейчас ситуация полностью изменилась, любой интересующийся может заказать копию или найти текст в интернете.

Эзотерическое знание, устная традиция было таким отчасти потому, что большинство людей были неграмотны и не было развито книгопечатание. Благодаря появлению печатного станка знания стали доступны большему количеству людей. Можно, конечно, возразить, что это влияния культурные ("B"), а не эзотерические. Для меня одно неотделимо от другого. Но на всякий случай приведу дополняющий пример: развитие средств коммуникации позволяет носителям эзотерической традиции передавать его тем, с кем они раньше не могли бы вступить в контакт. C появлением интернета понятие эзотеризма может в чем-то измениться.

Примеры можно множить.

Как уже было замечено, то, что было тайным, становится явным. Но тайна при этом остается - "кому Аллах не дал света, не будет тому света". Это и есть собственно эзотерическое знание; не некая "военная тайна", которую можно украсть из сейфа, а методы, позволяющие человеку (в меру его Богом данных способностей) приблизиться к Истине. Методы меняются, то, что было тайной вчера, перестает быть таковой сегодня.

 

 

 

 

 

 все просто

Автор: админ 
Дата:   20 Мая 2001 12:27

Спасибо за разъяснение.

Опубликовано админом, поскольку сообщения, приходящие с этого IP адреса проходят предварительное модерирование.

 

 

 

 

 

 RE: Тайное становится явным...

Автор: Sl 
Дата:   21 Мая 2001 03:38

wayter
"Второй пример связан со знаниями. То, что было эзотерическим знанием в Древнем Египте (геометрия), известно современным школьникам. Эзотерические знания о химических свойствах материи, скрытые ранее в кругу алхимиков, теперь являются частью школьного курса химии."

Какие неудачные примеры! Рассуждаем просто:

1.Если какое-то знание и доступно школьникам, то его никак нельзя назвать эзотерическим. Иначе, все школьники были бы поголовно посвященными. :)

2.Даже, если геометрия, как часть математических знаний, и входит в состав эз. знаний, то это же не означает автоматически, что и школьникам это эз. знание доступно. Хотя бы потому, что школьниками геометрия изучается в ОТРЫВЕ, ОБОСОБЛЕННО от других эз. знаний. Поэтому, геометрия школьников - это не геометрия Древнего Египта, хотя по виду они может и не отличаются. Тоже самое можно говорить про химию и пр.

Ранее Вы писали:
"В науке существует эзотеризм - часть концепций понятны только специально подготовленным и талантливым людям. Та же ситуация - в духовной жизни."

Аналогия понятна и допустима. Но... На мой взгляд, уместно бы во фразе "В науке существует эзотеризм" слово "эзотеризм" брать в кавычки или как-то отмечать, что эзотеризм науки и эзотеризм духовной жизни - все-таки НЕСОИЗМЕРИМО разные вещи. А так вы можете ввести в заблуждение неподготовленного читателя (чего, судя по некоторым письмам, Вы как раз не хотите), который может подумать, что эти эзотеризмы равноценны. Но, согласитесь, что Вы исподволь к этому и клоните... :)

 

 

 RE: Тайное становится явным...

Автор: Моська 
Дата:   21 Мая 2001 10:17

Sl писал(а):
> 1.Если какое-то знание и доступно школьникам, то его никак
> нельзя назвать эзотерическим. Иначе, все школьники были бы
> поголовно посвященными. :)

Доступность знания не делает человека посвященным.
Если бросить камень, кусок железа и дерево в поле тяжести земли, то они будут подчиняться одному, общему для них закону всемирного тяготеня. Иными словами, для силы притяжения нет разницы между камнем, железом и деревом. Главное, чтобы объект обладал собственной массой.

Если повторить тот же эксперимент, но добавить сильный магнит, то железо начнет вести себя особым образом. Магнитное поле будет изменять траекторию его движения, но при этом не будет влиять на дерево и камень.
"Кому Бог не дал света, не будет тому света..."

Кроме того, как кажется, эзотерические знания не делают человека повященным или просветленным. Они лишь способны намагнитить в нем нечто, обладающее той же природой, что и сами. Видимо, при достижении критического уровня происходит трансформация.

>
> 2.Даже, если геометрия, как часть математических знаний, и
> входит в состав эз. знаний, то это же не означает
> автоматически, что и школьникам это эз. знание доступно. Хотя
> бы потому, что школьниками геометрия изучается в ОТРЫВЕ,
> ОБОСОБЛЕННО от других эз. знаний. Поэтому, геометрия школьников
> - это не геометрия Древнего Египта, хотя по виду они может и не
> отличаются. Тоже самое можно говорить про химию и пр.

Лобачевский высказал гипотезу, позднее разработанную и развитую Пуанкаре и Энштейном, о том, что разные явления физического мира происходят не в одном, а в разных пространствах и определяются законами этих пространств. Геометрия - есть наука о законах пространства. Школьная геометрия изучает линейные пространства и, следовательно, применима ко всем линейным проявлениям всех отраслей знания.

Конечно, линейные пространства наиболее простая модель действительности, но и она вполне работоспособна и применима на определенном уровне развития.

> Аналогия понятна и допустима. Но... На мой взгляд, уместно бы
> во фразе "В науке существует эзотеризм" слово "эзотеризм" брать
> в кавычки или как-то отмечать, что эзотеризм науки и эзотеризм
> духовной жизни - все-таки НЕСОИЗМЕРИМО разные вещи.

Как мне кажется, тот эзотеризм о котором только толкуете Вы и эзотеризм Вейтера - это две большие разницы. Может и Вам свой эзотеризм брать в кавычки:))

 

 

 RE: Тайное становится явным...

Автор: wayter 
Дата:   21 Мая 2001 10:24

Вы пишете:

"На мой взгляд, уместно бы во фразе "В науке существует эзотеризм" слово "эзотеризм" брать в кавычки..."

Спаведливое замечание, кавычки здесь были бы вполне уместны.

* * *

Непростой вопрос насчет эзотерических знаний, что' это собственно такое. Для жрецов Древнего Египта умение вычислять гипотенузу, зная катеты треугольника, вполне могло носить магический, эзотерический характер даже само по себе, вне контекста других эзотерических знаний. Подумать только, это знание позволяет измерить расстояние до предмета, не приближаясь к нему. Эти знания кажутся тривиальными нам, но совсем не так они выглядели для людей древности.

У меня есть предположение, что многие эзотерические знания сегодняшнего дня будут общедоступными для людей будущего... "ибо земля будет наполнена ведением Господа, как волны наполняют море" (Исаия, 11:9)

 

 

 

 

 

 RE: Тайное ...

Автор: Sl 
Дата:   22 Мая 2001 03:11

wayter
"Для жрецов Древнего Египта умение вычислять гипотенузу, зная катеты треугольника, вполне могло носить магический, эзотерический характер даже само по себе, вне контекста других эзотерических знаний. Подумать только, это знание позволяет измерить расстояние до предмета, не приближаясь к нему. Эти знания кажутся тривиальными нам, но совсем не так они выглядели для людей древности."

Вы пытаетесь встать на точку зрения людей древности. Это очень непростая задача. Как мы можем знать, что, например, некоторые математические законы приводили их в священный трепет? Если рассуждать, что это были дикари, то Ваш ход мысли понятен. А что если это были более развитые люди, чем мы? На это указывает, например в области математики, существование пирамид, построенных в соответствии с математическими и астрономическими знаниями. И откуда эти знания взялись современные исследования четко не объясняют: ведь тогда не было ни телескопов, ни математики в современном смысле слова. Загадка... Я уж не говорю как они сумели построить эти пирамиды. Вы, например, можете быть уверены, что современное состояние знаний и вся мощь техники позволят возвести хотя бы один из этих колоссов? Конечно, как всегда, укажут на финансовую целесообразность. Но это один из мифов современности, что практически все можно сделать, было бы это финансово целесообразно, т.е. как-то окупаемо...

С другой стороны, Вы пишите, что знание, так называемой, теоремы Пифагора, позволяло им вычислять расстояния и от этого древние аж пищали. :) По-моему, это чисто современный утилитарный подход к знаниям. Ведь, например, в той же теореме Пифагора скрыты куда более удивительные вещи. Скажем, идея иррационального числа... Вот уж действительно тайна, указывающая на бесконечность и следовательно ограниченность обычного человеческого ума. На это число можно молиться. И я могу понять древних, обожествляющих числа, как например, мы знаем об этом из отношения к ним Пифагора и его школы.

А Вы говорите, древние...

Лично я бы судил о древних не с точки зрения математики или какого-то другого внешнего подхода, а с точки зрения внутреннего. Если я узнаю лучше себя, я узнаю и их. Человек он и есть ЧЕЛОВЕК, когда бы он не жил...

 

 

 Информация

Автор: Герасим 
Дата:   22 Мая 2001 06:18

Цитата:

Подоплека, технические приемы и теория эзотерических систем

1. Используется вводящая в заблуждение информация, с целью отвлечь неподходящих людей. Это служит своего рода «фильтром». Сюда же относится поведение эзотеристов, предназначенное для того, чтобы раздражать или еще как-нибудь отталкивать непригодных.
2. Маловероятно, что внешняя форма эзотерических организаций и даже их декларированные принципы имеют какое-то значение. Те, кто принимает их за основополагающие принципы, остаются экзотеристами.
3. Многие обучающие материалы содержат два или больше смыслов (уровней). Раскрытие этих смыслов может быть произведено посредством особой, а не известной, техники.
4. Основополагающий принцип состоит в том, чтобы связать между собой в форме некоего взаимодействия определенное количество индивидуумов, обладающих определенными качествами. Именно это, а не внушение, убеждение или даже человеческое служение (поскольку нельзя служить, пока вы не доросли до служения) является основным намерением.
5. Все, известные людям, духовные институты, как правило, претерпевают изме-нения и становятся социальными группировками, если только не применяется особое знание для того, чтобы предохранить их от этого или возродить их.
6. Существует различие между эмоциональными, интеллектуальными, социальными и терапевтическими потребностями человека. Истинные системы – те, что не теряют своей жизнеспособности, так что не путайте одну из этих потребностей с другой.
7. Общеизвестные литература, ритуал, упражнения и другие элементы учения или обрядовой практики, очень часто являют собой деградацию уникально действовавших когда-то, факторов просвещения.
8. Человек - пленник времени и пространства. Есть два способа освобождения из этого плена:
а) процессы, нейтрализующие действие этих факторов

б) использование факторов времени и «места», тогда и таким образом, чтобы их ритм способствовал созданию «прорывов» в человеческом сознании.

 9. Человек склонен привязываться к людям и объектам. Цель эзотериста – помочь людям найти в себе такое «я», которое может привязаться к чему-то более утонченному.

 10. Эзотерические культы и формулировки исчерпывают свою эффективность, превращаясь под влиянием времени и других факторов, в окаменелости, которые непосвященным последователям по-прежнему кажутся живыми.

 11. Совершенно невозможно с какой-либо пользой смешать две или более формулы саморазвития. Человек, составляющий из подобных систем такую, которая, как он думает, подойдет ему, смешивает рецепты и, в результате, может приготовить себе яд.

 12. Группа людей, вовлеченных в эзотерическую работу, судя по их внешним проявлениям, может казаться, выполняющей какую-то другую функцию.

 13. Многие религиозные и другие организации сохраняют следы высокой сознательной работы. Фактически, в том, что сохранилось от религиозных теорий и практики легко обнаружить культурные и другие условия, в которых действовала первоначальная группа.

 14. В истинной организации высшего назначения, которая правильно функционирует, концепции любви, благочестия, усилия, дисциплины, самовоспитания, так же как и принципы морали должны находиться в равновесии. Когда организация стабилизируется на одном принципе или на узком диапазоне теорий или технических приемов, на-чинается деградация.

 15. Упрямое вековое невежество относительно мыслительных процессов человеческих существ, привело к тому, что многие системы, во всех других отношениях достойные восхищения, в какой-то момент, были, превращены полузнайками с полной уверенностью, что они сохраняют знания, в механизмы для внушения и укрепления навязчивых идей или сохранения информации, или же в механизмы, поощряющие поведение, которое обладает социальной, благотворительной, психологической или развлекательной ценностью, опять же в полной уверенности, что все это выполняет какую-то иную функцию.

 16. Склонности к поверхностному мышлению поощрялись и укреплялись среди людей, тогда как именно эти склонности препятствовали пониманию: например, эксплуатация человеческой склонности оказывать предпочтение всему новому, всему старому, древнему, тому, что звучит авторитетно, таинственному, эмоционально-возбуждающему и т.п.

 17. Очевидная несовместимость принципов, которых придерживались определенные системы, объясняется тем, что различные «правила» были полезны для отдельных сообществ в разные периоды времени и в разных местах. Лекарство фактически прописывалось для каждой отдельной болезни. Те, кто болеют какой-то специфической болезнью, должны принимать соответствующее лекарство. С другой стороны, если они не болеют этой болезнью, лекарство может только повредить им, а, возможно, им необходимо другое лекарство.

 

(

 

(0-08132)

 

Наука и эзотерика

Автор: wayter 
Дата:   02 Июня 2001 16:19

Отрывки из беседы в чате (мы встречаемся по субботам в 8 часов вечера по московскому времени).
Полный вариант можно посмотреть в Архиве чата:

http://www.sufism.ru/sufi_chat/arc/chat.php3

* * *


wayter: Спор о науке и эзотерике - классический случай, когда спорят, не определив понятия. Еще мне это напомнило спор шестидесятых годов - кто важнее физики или лирики

Mustafa: наука всё вводит в свой обиход всё больше эзотерических подходов
например, огромная работа Ф.Каприо "Дао физики", статьи Дж.Боэма, концепция Дж.Чу...

AL : а эзотерика - научных :)


wayter: Предполагается, что эзотерическая область не имеет никаких стыков, как остров, и не пересекается с другими областями. Такой области знания просто не существует в природе. Все со всем так или иначе связано.

wayter: Что такое эзотеризм? В том-то и дело, сколько людей, столько толкований.

wayter: скажем, суфии занимались медициной. Для кого-то это выглядит со стороны как эзотерическая медицина. Но так ли это? Есть книга "Суфийское исцеление" - так просто приводятся рецепты "народной медицины". Что здесь эзотерического?
AL: а египтяне - эзотерической математикой
лесникё: наверное, эзотерическим это делает присутствие человека, обладающего некоторыми качествами.


wayter: Можно сказать, что в эзотеризме, как и в других областях знания, может быть некая область, которая не является предметом изучения других сфер знания. Но есть маргинальная, окраинная область, которая может запросто перейти в ведение науки. Суфийское исцеление посредством трав - явно маргинальная область

wayter: Трудно определить, что такое эзотеризм. Как дать определение искусству или религии? Но если начать, то выяснится, что разные люди подразумевают разные вещи, как обычно.

Скажем, др. Нурбахш пишет, что первоначальное обучение на Пути может носить психотерапевтический характер. Считать это эзотерической медициной или просто первой помощью, которую и обычный доктор мог бы оказать?
Оказание психотерапевтической помощи начинающим это, похоже, маргинальная область суфизма.

Пыж: Мне кажется и определние эзотеризму можно давать в зависимости от уровня познания мистика.

Мумрик: вообще многие суфийские методы, на мой взгляд, сродни современным психотерапевтическим. Скажем, психоанализ, психодрама, трансактный анализ и др. Я думаю, это все и позаимствовано из более древних знаний.

Б.Горячка: Раз принадлежность традиции, чем хочешь занимайся, все будет носить эзотерический привкус.

wayter В то же время в эзотерике, есть нечто, несводимое к психотерапии и проч. обычным сферам деятельности, не маргинальное. Но давать этому определения и сравнивать с чем-либо не так просто.


Мумрик: то, что когда-то применялось в эзотерических кругах, нынче общедоступно. Т.е. это как бы ушло из разряда эзотерического?

wayter: Исторически происходил такой процесс: область эзотерического стала сужаться и становиться предметом науки - медицина, химия вместо алхимии, астрономия вместо астрологии и т.д
Для кого-то это торжество науки. Для меня это также и процесс очищения эзотеризма от маргинальных наслоений.

Но в 20 веке произошел неожиданный поворот. Выяснилось, что и наука начинает обнаруживать эзотерические принципы в природе вещей.

rian: вы считаете, психотерапевтический фактор сейчас не нужен в суфизме, от него надо избавляться?

wayter rian> нет, не считаю, что надо избавляться. Хотя не исключаю, что иногда лучше обращаться к специалистам

rian wayter> если вся психотерапия имеет такие древние корни, не значит ли это , что суфийский Учитель лучший специалист? :)

wayter: завсит от специфического случая, я думаю. Скажем, иногда человеку помогают только лекарства, и здесь нужен специалист, естественно.
Мумрик: Чаще всего, эзотеризм, похоже, понимают, как некие закрытые от широкой общественности знания...

wayter: Закрытость имела две основные причины: политические, чтобы не вызвать репрессии, и психологические - народу непонятно. Третья причина, которую иногда приводят, из серии военной тайны - чтобы не попало в руки людям, которые их используют во вред человечеству - мне кажется сомнительной

Мумрик wayter> то есть предполагается, что это все же некая особая область знания или исследования. Каков тогда предмет этих исследований?

wayter Мумрик> для меня это область знаний и опыта, связанная с бытийным воплощением принципа единобытия. Хотя, естественно, часть этих знаний и опыта может быть связана с темой опосредованно.

Мумрик wayter> тогда, скажем, медицина тут не при чем?
wayter Мумрик> опосредованно связана, поскольку больному человеку не до единобытия :-)

Мумрик wayter> т.е. если с помощью неких психотерапевтических методов можно восстановить душевное здоровье человека и тем самым сделать возможным для него дальнейшие постижения, то можно их считать частью (маргинальной областью) эзотерических знаний. Интересно...

(0-08889)

 

 «Опубликовано админом» т.к. в очередной раз сообщения Олсуфьева модерировались, т. е. проходили предварительную цензуру прежде чем быть опубликованы на форуме.


Синим цветом обозначен текст, впоследствии вымаранный админом (Л.Т.)

 

 

Далее: 

http://www.archives01.com/4W/Gurdjieff-ADZ.htm

http://www.olsufiev.com/4W/Gurdjieff-AEA.htm