СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA

На главную страницу

 

Глава 16. АМУ-ДАРЬЯ - РЕКА ОКСУС

Как Пир Турки держал армию "силой своего взгляда".


       Пир Тюрки, который, несмотря на своё имя, не был тюрком, а происходил из Индии, был главой самой странной школы из всех. Всё было основано на гимнастике. По кругу, который был очерчен вокруг его миниатюрного замка, были выкопаны ямы. В этих углублениях, некоторые из которых были двенадцатифутовой глубины, ученики должны были размахивать тяжёлыми дубинками, часто под музыку, а иногда в сопровождении голоса учителя. Считалось, что они развивают оккультные силы; и я слышал множество историй о том, что они могли заставлять предметы плыть по воде, видеть на дальние расстояния и тому подобное.
       Местные деревенские жители утверждают, что один из учителей Пира Турки удерживал силой своего взгляда армию в ущельях Хайбера на протяжении трёх дней. Как бы то ни было, но аскет Пир Тюрки был бескомпромиссен. Избегая переедания и пустых разговоров как чумы, он обеспечивал своих учеников едой в избытке, хотя никто не знал, откуда брались деньги. Он не собирал пожертвований. Конечно, существовал какой-то источник его дохода, но он был неизвестен. Одной из первых вещей, которые он сказал мне, было: "Если ты почитаешь какого-нибудь человека, забудь его, потому что имеет значение только Работа".
       Я никогда не встречал никого, кто произвёл бы на меня такое впечатление. Когда я сказал ему об этом, он схватил очень красивую лампу, которая стояла на его рабочем столе, и разбил её.
       - Я уничтожил прекрасную вещь. Теперь ты уважаешь меня меньше? Я на это надеюсь.
       Затем он позвал одного из учеников, обвинил его в воровстве и послал его вымыть комнату собраний.
       - Разве должен он страдать, чтобы я увидел, что у вас есть дефекты? - спросил я его.
       - Я надеюсь, ты сочтёшь меня несправедливым за то, что я заставляю его страдать, - был его ответ. Я ощущал постоянное воздействие этого урока, однако оно было прервано, когда я узнал, что ученик, с которым он так несправедливо обошёлся, совершил серьёзное нарушение правил и в любом случае заслуживал наказания. "Ты не понимаешь, - сказал один из учеников, когда я упомянул об этом, - урок проник туда, куда нужно. Только это и имеет значение".
       Однако наказание было, казалось, событием очень редким среди суфиев. Не скажу, что у них был к нему иммунитет, но поскольку их учили, что иногда чувство собственного достоинства бывает серьёзной помехой, они уже не могли сильно страдать от того, что над ними смеялись в присутствии других. Физический труд на трёх фермах, которыми владела община, давала много возможностей для упражнений в самосовершенствовании. Весь доход от этих ферм собирался администратором и почему-то отсылался в ассоциацию помощи малосостоятельным женщинам, так что суфии не занимались прямой благотворительностью. Однако же шейх, как я уже говорил, не испытывал, по-видимому, недостатка в наличности.
       Шейх Джалал был вождём феодального типа, выдающейся личностью в маленьком и изящном теле. Он жил в большом комфорте благодаря доходу от огромных унаследованных им стад овец, причем породы некоторых из них были лучшими в стране. Он немного курил, ел, по-видимому, мало и всегда одевался одинаково: в халаты и тюрбан, подобные тем, что носят старомодные судьи в Афганистане. Ему было около шестидесяти пяти лет. Несмотря на окружавших его слуг и значительную роскошь, лично он мало этим пользовался. Когда, к примеру, он отправился на охоту и вернулся с несколькими сотнями диких уток и серых гусей, ни одну из этих птиц не подали к его столу. Они пошли в подарок окрестным деревням.
       Джалал, по слухам, не умел ни писать, ни читать. Этот слух, должно быть, получил популярность из-за того, что никто его не видел ни с книгой, ни с ручкой. Он учил обычным для суфиев образом: с помощью коротких лекций, упражнений, медитаций. Совершая с ним несколько раз длинные прогулки, в которые он отправлялся без какого-либо предварительного уведомления, я понял, что он проводил огромную часть своего времени в молчаливом общении и памятовании (называемом зикр) и что это стало почти второй его натурой. У него было несколько сыновей, и все они, я думаю, были в армии.
       Он часто выказывал незначительные признаки того типа восприятия, которое неоднократно упоминается в суфийских писаниях как признак "святости", но которые едва ли кто-нибудь заметит, кроме внимательного ученика или кого-то другого, очень к нему близкого. Однажды, к примеру, он взял с собой на прогулку, в которой я его сопровождал, кухонный горшок. Остановившись у бедного маленького дома, он приветствовал обитательницу и вручил ей горшок. Старуха была удивлена без меры. Она сказала, что только что разбила глиняную миску, в которой готовила еду. В другой раз он вручил мне коробок спичек, когда я вышел без них из дому, хотя я не мог быть уверен, что он понял, что я оставил их дома. Нужно сказать, он не мог заметить, что я их не взял, потому что я встретился с ним в его саду, на пути от моего дома к его.
       Я упомянул ему об этих второстепенных указаниях. Но он не захотел обсуждать их, а просто сказал: "Ты что, хочешь сделать меня святым, и отобрать у меня силу становления”?
       Было много таких незначительных событий. Некоторые наблюдал я сам, о других мне рассказывали его ученики. Было интересно отметить, что среди учеников эти истории никогда не преувеличивались: часто в них шла речь о незначительных событиях. Это послужило мне указанием, что многие из фантастических рассказов, циркулировавших среди окрестных жителей и прочих не суфиев, были обработкой реальных событий.
       К шейху Джалалу я обратился с более общими вопросами на эту тему, упомянув о сказках, которые рассказывала мне моя мать, в которых шотландское нагорье и тамошний народ были "населены феями", и у них были прозрения, которых не бывало у других.
       "Это нормальные, а не патологические явления, - сказал он. - Сами по себе они не так уж важны, и это частично доказывается тем, что такие переживания редко имеют практическое значение. На каждое событие этого рода, которое может служить предупреждением или быть обращено к практической пользе, приходится сотня вообще бесполезных. Почему это так? Материалисты скажут, что это просто доказывает, что данная сила ненадёжна, фрагментарна, и едва ли с ней можно считаться. Чего они не знают, так это того, что это - знаки. Они суть поощрения, они показывают, что у того, на кого они обращены, есть реальный шанс развить свои "дары". Это признаки того, что пришло время для работы над собой. Большинство людей не могут их использовать, потому что не знают, что это алиф (буква "А") и что за ней следует бэ (буква "Б"), и так до я (последняя буква алфавита) ".
       Я развлекал, при случае, всех четырёх Амударьинских шейхов в то или другое время, рассказывая им кое-что о жизни и мышлении Европы, даже переносясь настолько, насколько я мог, во времена средних веков, когда Запад и Восток были в столь многих отношениях близки между собой.



Из книги: О. М. Бёрк. "Среди дервишей"

Качество перевода не гарантируется.
См. английский текст: О. М. Burke. "Among the Dervishes"

 


На главную страницу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA СУФИЗМ SUFISM СУФИИ SUFIS СУФИЙ SUFI ИДРИС ШАХ IDRIES SHAH ГЮРДЖИЕВ ГУРДЖИЕВ GURDJIEFF GURDJIEV GURJIEFF GURJIEV УСПЕНСКИЙ OUSPENSKY ЧЕТВЕРТЫЙ 4 ПУТЬ FOURTH 4 WAY ДЕРВИШИ DERVISHES МАГИЯ MAGIC MAGICK КАРЛОС КАСТАНЕДА CARLOS CASTANEDA

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Rambler's Top100