На главную страницу

 

 

 

 

                                     О ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМ!

                        (К дискуссии о поджоге мечети Эль-Акса в Иерусалиме)

 

 

Пропал  Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете...
М. Булгаков. Мастер и Маргарита

 

Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся. (Мф. 5.9)

 

 

   Я был в Израиле только один раз, несколько лет тому назад. Точнее говоря, не в Израиле, а в Иерусалиме. Говорят, это разные вещи. Возможно, что и так.

 

   Итак, я был в Иерусалиме, правда всего несколько дней. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Я приехал навестить близкого человека, который был тяжело болен. По сути говоря, это была медленная смерть. Он все время был в коме, и очнулся только один раз.

 

   А так как просто сидеть у его постели не имело смысла, я или встречался со знакомыми, или, что делал более охотно, бродил по городу. По Старому городу. Я не стремился осмотреть как можно больше достопримечательностей, а в основном  просто бродил, по своему обыкновению, впитывая атмосферу нового для меня места.

 

   Я, конечно, посетил Стену Плача. Хотя я не люблю то, что называют историей (попросту, не доверяю ей) и равнодушен к археологии, мне хотелось прикоснуться к камням стены, с которыми меня связывало личное чувство. Дело в том, что в юности у меня было сильное переживание (вернее было бы назвать его видЕнием, сопровождаемым переживанием). В нем я был в Храме, в том самом, первом храме, сооруженным царем Соломоном. Видел я и завесу, отделящую Святая Святых. Но даже если считать это плодом воображения, переживание были очень сильным и отпечаталось на годы. И хотя я даже не знаю, является ли уцелевший кусок стены остатками первого или второго храма, я не мог не побывать в этом месте.

 

   Как мне когда-то объяснили, подлинное величие и святость Храма состояли в том, что он был задуман и выполнен как действующая модель Космоса. Каждая деталь была чрезвычайно важна, являлась неотделимой частью плана и должна была полностью гармонировать со всеми остальными деталями, большими и малыми. В совокупности с тщательно выработанным ритуалом, проводимым внутри и снаружи храма, все это вместе должно быть являться подлинной симфонией мироздания и быть исполненным Божественной гармонии. Можно сказать, что это была своего рода овеществленная Каббала. Таким образом, это сооружение было совершенно уникальным. Не знаю, было ли оно единственным в таком роде за весь срок существования человечества (который, как я понимаю, существенно длиннее, чем считает большинство людей), но за так называемый «исторический» период, то есть последние несколько тысяч лет, равного ему не было.

 

   В свое время я умудрился (не без труда) прочитать всю Библию, от начала до конца, хотя отдельные части читать было не интересно, а то и, прямо скажем, неприятно. Особенно «зубодробительной» была Книга чисел. Позднее я узнал, что во многом смысл этой книги, и ее, если можно так сказать, святость, состоит в том, что в ней записаны математические законы Вселенной, поэтому каждая «мелочь», не только эти бесконечные ряды чисел, но и цвет, материал и прочие детали чрезвычайно важны. То же наверняка относится и к подробностям изготовления скинии в книге «Исход».

 

   Традиционно считается, что в Торе записано все творение. Именно Божественная мудрость, 
заключенной в ней, делает Тору святой и неприкосновенной. Каждая ее деталь важна и не может 
быть изменена. Об этом свидетельствовал Иисус: «истинно говорю вам: доколе не прейдет 
небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не 
исполнится все.» (Мф. 5.18)
 
   Конечно, большинство людей, читающих Тору, в состоянии извлечь из нее только самый 
поверхностный смысл. Но для людей, владеюших ключами мудрости, эта книга может раскрыть 
великие тайны. Одним из таких людей был, говорят, мой выдающийся земляк, украинский 
«странствующий философ», Григорий Саввич Сковорода. Предание гласит, что он читал Тору только 
на языке оригинала, ибо владел каббалистическими ключами к ней.
 
   Согласно традиции, то же относится и к Корану, который также является Божественным 
откровением.
 

   В общем, это отступление связано с посещением Стены. Ну, а Храм... Он разрушен и повторить это чудо уже не удастся. И дело не только в том, что не появится подобный Соломону, сыну Давида (мир с ними обоими!), а и в том, насколько измельчали и опустились современные иудеи даже по сравнению со своими предками, которые и в те, для нас далекие времена, были, мягко говоря, уже далеко не сахар...

 

   Посетил я, конечно, и храм Гроба Господня. Я походил по нему с экскурсиями, но возвращался к нему не раз. Он был удобным, спокойным и приятным местом, в котором можно было отдохнуть внутри или снаружи, да и почитать книгу, если хотелось. Я даже провел там одну ночь. Дело в том, что мне нужно было попасть в Старый город очень рано утром. Жил я где-то на выселках (во всяком случае, от центра не близко), а в пунктуальность иерусалимских таксистов я не верил. Поэтому возникла идея переночевать в храме, что я и сделал. И не пожалел. Говоря языком «Тысячи и одной ночи», это была ночь, которая не идет в счет ночей жизни. Я пришел туда вечером на вечернюю греческую службу. На службе присутствовала делегация певчих женского хора из какого-то русского города, не помню из какого. Русских сразу можно было отличить по платочкам на головах. Они тоже принимали участие в службе и пели вместе с мужским греческим хором. Пели они прекрасно. Я давно не получал такого удовольствия.

 

   Я даже походил по храму вместе с их экскурсией. А позже уже бродил один. Прослушал различные службы, в том числе армянскую и католическую. Вообще, в храме все строго расписано так, чтобы христиане разного толка могли получить возможность проводить богослужение в этом наиболее для них священном месте.

 

   Также в эту ночь я просто бродил по храму, переходя с этажа на этаж. Это здание поражает. Оно казалось мне очень странным. И своей древностью, и ... не знаю чем. В период моего посещения в здании шел ремонт, некоторые помещения и галереи были закрыты, что делало его еще более странным и привлекательным, несмотря на свою строгость. В армянской части Храма я видел очень древний и странный орнамент и зарисовал его. Очень, очень интересный... Ко всему, мне даже удалось поспать в храме пару часов. Какая-то добрая женщина (из причта, вроде), к которой я обратился с вопросом, разрешается ли в храме вздремнуть, не только подтвердила это, но и предложила меня на всякий случай «проведывать», пока я буду спать. Спасибо ей, хотя что было меня сторожить? Мне ничего не угрожало. Вообще я чувствовал себя там как дома. Это была незабываемая ночь...

 

   Ну а рано на рассвете я ушел. Мне нужно было пораньше попасть в две мусульманские святыни – мечеть Омара и Купол Скалы. Дело в том, что начинался Рамадан и этот день был последним, когда туристам разрешалось посетить святыни. Даже не день – они были открыты считанные утренние часы, а потом закрывались для посторонних вплоть до окончания праздника. А я, как приезжий, не знал, представится ли еще когда-либо возможность там побывать.

 

   Про мечеть Омара я помню, что она великолепна, но детали запомнились меньше. Что же касается Купола Скалы, то он меня просто потряс. Я никогда не предполагал, что увижу здание такой красоты и такого величия. Я не бывал в Каире и Дамаске, Багдаде и Альгамбре, и не могу сравнивать их архитектуру. Но это сооружение оставило во мне глубокое впечатление. Я просто не мог им налюбоваться. Чудо, чудо. Утешение для глаз и для души...

 

   В чем же причина, в чем секрет этой поистине нечеловеческой красоты? Конечно, в том же, в чем секрет и Храма Соломона, и других великих творений. А именно: в знании, вложенном в них. А следовательно в мудрости и знании, которыми обладали те люди, которые спланировали и воздвигли эти сооружения, пользуясь законами вселенской гармонии. Этим архитекторам и строителям были ведомы тайны чисел и пропорций, которые мы называем каббалистическими. Теперь эти знания уже мало кому известны, а если и известны, кто будет строить такие шедевры? Зачем? Для кого?

 

   Возможно, что эти святыни не столь совершенны, как Храм Соломона. И Божественная мудрость не была воплощена в них с такой полнотой и глубиной, как в Иерусалимском Храме. Не мне судить. Но эти здания, сооруженные века назад, еще стоят и ясно свидетельствуют о том, что во времена их постройки, великие тайны еще не были забыты. И есть глубокая значимость в том, что эти поистине Боговдохновенные творения были сооружены на том же месте, где раньше находился великий Храм. Это говорит о преемственности мудрости, сохранившейся вопреки религиозному фанатизму всех толков. Во всяком случае, сохранившейся тогда.

 

   И все же я с облегчением уезжал домой. Архитектура архитектурой, но люди... Мне было трудно находиться в атмосфере, где царят фанатизм и ненависть, ненависть, ненависть. Ненависть мусульман к иудеям, ненависть иудеев к мусульманам. Казалось, ею дышит все. И в конце концов, это просто опасно. Не тем опасно, что можно погибнуть при взрыве. Я этого не боялся, да и вероятность была, в конце концов, невелика. Опасность в том, что безумие, как известно, заразительно.

 

   Да, погиб великий Храм Соломона, чудо из чудес, разрушенный варварами. Поистине, это потеря, которую стоит оплакивать денно и нощно. А остальные творения? Наверное, погибнут и они, разрушенные такими же нечестивыми варварами. Что ж, такова судьба шедевров...

 

   Да и вся «история» - это, в основном, история убийств и разрушений. Страницы Библии 
слипаются от крови. «Когда он воцарился и сел на престоле его, то истребил 
весь дом Ваасы, не оставив ему мочащегося к стене, ни родственников
его, ни друзей его.» И так из века в век поступали и «избранный народ», и их враги. 
Никакой разницы.
 
   Погибла великая, несравненная культура Персии, уничтоженная Александром. Мусульмане 
«во имя единого Бога», уничтожали индийскую культуру. Татаро-монголы превратили в руины 
цветущие города. Погибла Александрийская библиотека, сожженная то ли мусульманами, то 
ли христианами. Крестоносцы и инквизиция внесли свою лепту. В результате бомбежек погиб 
Реймсий собор. Советские выродки зверски уничтожали Афганистан, местные это 
продолжают. Китайские выродки с восточным коварством уничтожают древнюю цивилизацию 
Тибета. Взрыв храма Христа Спасителя сливается со взрывами, от которых сейчас рушатся 
древние стены Багдада. 
 
   Все разрушат, все. Уничтожат великие творения, изувечат остатки древней культуры, 
отравят и погубят природу. В конце концов, наверное, истребят друг друга. А почему бы нет? 
Что-что, а технический прогресс шествует семимильными шагами...
 
   П. Д. Успенский в одной из своих книг высказал любопытную идею: что на Земле существуют 
два вида людей. Внешне они друг от друга не отличаются, но одни из них были созданы по образу и 
подобию Божию, а другие произошли от обезьян. (Кстати, можно заметить, что с течением времени 
соотношение неуклонно меняется в пользу вторых.)

 

   Эту идею, плодотворную во многих отношениях, в частности можно применить и здесь.

Первые – это те, кто могут создавать великие вещи, вторые – те, кто могут только разрушать.

 

   Но апофеозом человеческой глупости и безумия является тот поразительный факт, что многие из тех, кто безжалостно разрушают то, что создано или вдохновлено нашим долготерпеливым Творцом, при этом считают, что тем самым «служат» Творцу или «исполняют его волю». Смешно, не правда ли? И не только сами в это верят, но и успешно внушают это другим, таким же скудоумным, как они сами. И все дружно кивают хвостами. Вот и я говорю, смешно до слез...

 

Ха-ха-ха-ха-ха!!!!

 

 

 

 

На главную страницу