Ранее: http://www.olsufiev.com/4W/Gurdjieff-AEP.htm
ФЕНОМЕНЫ И ТЕХНИКИ
Я не думаю, что этот вопрос актуален, но отвечу, раз ко мне обратились.
Сперва о ФЕНОМЕНАХ. Кто, собственно, должен определять серьезность?
1. Учитель? Наверное, но мы не учителя. В таком случае это не наша забота.
2. Идущий по Пути? Это написано не для него. Потому что если бы он был несерьезен, он бы не мог учиться. А о его неверных представлениях есть кому позаботиться.
3. Искатель (Тот, кто ищет путь)? Только для него этот вопрос может быть актуален. Определять возможности другого? Зачем, с какой целью? И какое ему дело? Определять в отношении себя – вот это и может быть важно для искателя. В таком случае это указание на то, что не следует искать стимулов в феноменах. Но это известное положение и я писал неоднократно в своих сообщениях, что феномены являются индикаторами продвижения, а ни в коей мере не целью или стимулом.
Так что никакого расхождения я не вижу. Лично меня феномены никогда особенно не интересовали и не интересуют, хотя уже много лет я с ними сталкиваюсь часто и близко.
Это касалось феноменов как стимулов. Что же касается продвинутых ТЕХНИК, то этот вопрос, наоборот, актуален для человека на Пути, а не для искателя. Искатель еще никуда не идет – ни медленно, ни быстро. Он только ищет путь.
Да, нередко существует тяготение к продвинутым, ускоренным техникам. Сам я уделяю внимание гармоничности, а не «скорости». Скорость, как мы знаем из точных наук, понятие относительное…
Что же касается искателя, то в его поисках более актуален вопрос КУДА он будет идти, а не как быстро. Быстро или медленно – не очень важно, если он идет в другую сторону. Для того, чтобы идти куда нужно, у он должен найти настоящую школу, а не ложную школу и не шоп. Я писал об этом (*1).
Вы, как поклонник Идриса Шаха, должны это понимать. В той же приведенной Вами книге написано о тех, кто могут учить других: «Для того, чтобы владеть тем, что нужно ученику, Учитель должен быть тем, кто перешел за пределы внешнего и реализовал свое самое внутреннее «я», после преодоления барьеров, поставленных привязанностью к внешним факторам. Он реально существует и осознает свое существование. Как сказал Ибн Араби: «Источником всякого существования является Абсолютное существование» (*2).
Вот таким должен быть Учитель, и ТОЛЬКО таким. Все остальное - липа и дешевая самодеятельность. Те, кто следует за ложными учителями – несчастные слепцы.
Кстати о феноменах. На той же странице Шах гооворит о том, что Учитель должен стараться, чтобы феномены (чудеса), которые происходят в его присутствии благодаря его уровню, не создавали привязанности к ним (и их жажды) у присутствующих.
Как Вам может наверное известно, вся классическая (и не только классическая) суфийская литература в один голос свидетельствует о наличии феноменов у продвинутых на Пути. Так же как и их («чудес») неважность по сравнению с главной целью.
Олсуфьев
============================== *2 См. Идрис Шах 4
|