На главную страницу

 

Совесть

 

Виртуальная Школа Четвертого Пути: Вопросы теории и практики Четвертого

Пути: Совесть

 

           aks ( - 194.67.45.131) Четверг, Март 1, 2001 - 07:33:

 

Чтобы совершить какой-то выбор, человек должен себя испытать; эта

необходимость - лучшее, что может случиться с человеком, даже если он не совсем

к этому готов. Каким-то образом он должен отыскать в себе совесть; если сумеет

ее найти, она подскажет, каким должно быть отношение. Ничто иное - ни

послушание, ни подражание, ни логика, ни страх - здесь не поможет. При решении

любого вопроса надо разбудить совесть. Нет другого руководителя, кроме совести

или ближайших к ней внутренних убеждений. Совесть - это единственное, что надо

найти, и она никогда не изменит.

Мгновенная вспышка совести заранее говорит,каковы будут последствия при

достижении различных целей. Пока совесть бодрствует, возможна только одна цель

- все остальные становятся невозможными до тех нор, пока совесть вновь не

погрузится в сон. Именно поэтому, когда человек на мгновение узнает, что ему

необходимо, важно сделать это правильно, пока совесть снова не уснет и ее не

заменят другие доводы. Всякий раз, когда к совести прислушиваются, она

возвращается все более охотно, а когда ее игнорируют, становится все менее

чугкой и все труднее пробуждается.

Возможно, это нельзя называть совестью, ведь совесть была бы для человека

невыносимой. Это лишь указание на совесть, так сказать, намек на нее.

Движение сердца так быстро, так неуловимо - в этом вся беда. Если постоянно не

прислушиваться к нему, движение ума заливает его и затопляет.

Совесть - это "эмоциональное понимание правды о себе в определенный момент".

Все дело как раз в присутствии голоса совести, и потому общие идеи о совести

очень опасны - они погружают ее в еще более глубокий сон, чем обычно.

Ясно, что явления влияют на разных людей поразному. Влияния, неблагоприятные

для чисто механического человека, наделяют того, кто идет путем совести,

исключительными возможностями. Единые интерпретации здесь невозможны.

С возрастанием совести самомнение умирает.

В истории Жанны д'Арк обнаруживается вся гамма реакций на высшие Голоса,

которая с XV века ничуть, кажется, не изменилась. Вместе с тем, чем глубже

изучаешь этот период, этот удивительный порог, ведущий из средних веков в

Ренессанс, тем лучше понимаешь, что Жанна была орудием для демонстрации

поразительной идеи, а именно - что человек, который верит в свою совесть, в

высшую цель, в Бога, может быть использован для исправления какой-то очень

несправедливой ситуации. В преддверии Ренессанса кто-то должен был

продемонстрировать, что индивидуальная совесть выше, чем любая мирская власть.

Что Жанна д'Арк и сделала.

Надо обрести свое собственное суждение,совесть, если хотите. Этого ничем не

заменишь. Порой судьба заталкивает нас в самые тесные углы, только бы мы нашли

ее. Когда мы начинаем действовать, исходя из своей совести, результаты могут

показаться со стороны очень странными; но это наши собственные действия, мы

пожинаем собственные страдания и достижения, усваивая которые становимся

сильнее и полезнее. Лучше делать ошибки и учиться на них, чем стремиться всегда

оставаться правым. В наши дни человек то и дело сталкивается с двумя

возможностями - сегодня все законы, принципы и выгоды указывают на один путь

как на правильный, а на другой как на гибельный, завтра же меняются на свою

противоположность. В этом случае человек действительно предоставлен

собственному суждению. Но это некое более очищенное суждение, способное в

любом направлении увидеть и правильное и ложное.

Спросите себя искренне: "Чего я хочу?" Постарайтесь ответить на этот вопрос без

излишнего недоверия к себе и без сентиментальности. Научитесь доверять

указаниям своей совести. Обнаружив в себе место силы и надежности, сберегите

его и утвердите себя на нем.

 

 

На главную страницу